Примерные требования к уроку
Триединая задача урока
Развивающая: при обучении развивать у учащихся познавательный интерес, творческие способности, волю, эмоции, познавательные способности – речь, память, внимание, воображение, восприятие.
Образовательная: вооружить учащихся системой знаний, умений и навыков.
Воспитательная: формировать у учащихся научное мировоззрение, нравственные качества личности, взгляды и убеждения.
Основные компоненты современного урока:
1. Организационный - организация класса в течение всего урока, готовность учащихся к уроку, порядок и дисциплина.
2. Целевой - постановка целей учения перед учащимися (как на весь урок, так и на отдельные его этапы).
3. Мотивационный – определение значимости изучаемого материала (как в данной теме, так и во всем курсе).
4. Коммуникативный – уровень общения учителя с классом.
5.Содержательный – подбор материала для изучения, закрепления, повторения, самостоятельной работы и т. п.
6. Технологический – выбор форм, методов и приемов обучения, оптимальных для данного типа урока, для данной темы, для данного класса и т.п.
7. Контрольно-оценочный – использование оценки деятельности ученика на уроке для стимулирования его активности и развития познавательного интереса.
8. Аналитический - подведение итогов урока, анализ деятельности учащихся на уроке, анализ результатов собственной деятельности по организации урока.
Этапы планирования урока и подготовки к нему учителя
1. Разработка системы уроков по теме или разделу.
2. Определение триединой задачи урока на основе программы, методических пособий, учебника и дополнительной литературы.
3. Отбор оптимального содержания учебного материала урока, разделение его на ряд опорных знаний, дидактическая обработка.
4. Выделение того главного материала, который ученик должен понять и запомнить на уроке.
5. Формулирование учебных задач урока.
6. Разработка структуры урока, определение его типа и оптимальных методов и приемов обучения.
7. Планирование всех действий учителя и учеников на всех этапах урока, особенно в нестандартных ситуациях.
8. Подбор дидактических средств урока (картин, таблиц, карточек, схем и т. п.).
9. Планирование записей и зарисовок на доске учителем и выполнение аналогичной работы учащимися на доске и в тетрадях.
10. Определение оптимального объема и форм самостоятельной работы учащихся на уроке.
11. Выбор приемов и форм закрепления полученных знаний на уроке и дома, приемов обобщения и систематизации знаний.
12. Продумывание форм подведения итогов урока.
Примерное содержание разделов поурочного плана
1. Тема урока: • практическая цель и задачи урока; • тип, структура урока; • общие методы, приемы работы учеников; • средства наглядности, источники информации, ТСО.
2. Повторение опорных знаний: • определение понятий, законов, которые надо активизировать в сознании учащихся, чтобы подготовить их к восприятию нового материала; • самостоятельная работа учащихся (ее объем, формы); • способы развития интереса учащихся к предмету, к теме; • формы контроля работы класса, отдельных учащихся.
3. Усвоение новых знаний: • новые понятия и способы их усвоения; • определение познавательных учебных задач урока (что должны узнать и усвоить ученики); • самостоятельная работа и ее содержание (дидактическое назначение); • варианты закрепления изученного материала.
4.Формирование умений и навыков: • конкретные умения и навыки для отработки; • виды устных и письменных самостоятельных работ и упражнений; • способы «обратной» связи с учащимися; • фамилии учащихся, которые будут опрошены.
5.Домашнее задание: • что повторить и приготовить к уроку; • творческая самостоятельная работа; • объем и время выполнения домашнего задания.
Способствуют успеху урока: • хорошее знание материала; • продуманный план урока; • правильный выбор методов обучения; • разнообразие методов обучения; • занимательность изложения; • ярко выраженное эмоциональное отношение учителя к излагаемому материалу; богатство интонаций, выразительная мимика, образная жестикуляция; • выраженная заинтересованность учителя в успехе учеников.
Затрудняют проведение урока: • неуверенность в своих знаниях и «учительских силах»; • безразличное отношение ко всему происходящему на уроке; • неумение учащихся работать предложенными методами обучения; • однообразие методов обучения; • монотонность и сухость при изложении нового материала; • отход от темы урока, увлечение посторонними, не связанными с темой и задачами урока, вопросами.
ПАМЯТКА УЧИТЕЛЮ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ