История, традиции, достижения учреждения образования

Летопись школы

В судьбе каждого человека есть своя Школа, которая ведет не только в страну знаний. но и учит жизни, является истоком становления всесторонне развитого человека.

Наша школа - одно из старейших учебных заведений в Узденском районе. В 2013 году школа отметила свой 150-летний юбилей. Но, несмотря на почтенный возраст, она по-прежнему молода, неиссякаема на таланты, изобретательскую инициативу, творчество, новизну. В то же время наша школа является хранительницей традиций, бесценного педагогического опыта, накопленного прекрасными учителями за ее вековую историю. И не удивительно, что большая часть педагогов нашей школы - это ее вчерашние выпускники, идущие по стопам своих наставников.

Озерское училище было создано в 1863 году в селе Озеро и размещалось в общественном здании бесплатно. Содержалось за счет государственного казначейства и крестьянской общины.

Известно, что в 1886-1887 годах школу посещали 40 мальчиков и 13 девочек. Подобные школы были в Самохваловичах, Сенице, Станькове и других крупных селах. В некоторых деревнях были церковно-приходские трехклассные училища. Существовали и двухклассные церковно-приходские школы в Пуховичском районе.

Озерское четырехклассное училище посещали дети из всех окрестных деревень нынешних Озерского, Тепленьского, Добрыневского сельсоветов. В школе дети находились с 8-9 часов утра до 17-18 часов с перерывом на обед.

Школа была построена в 60-х годах XIX столетия около церкви и дома священника (ныне здание мастерских Озерской СШ), построена из отесанных вручную бревен. Это здание состояло из двух половин, разделенных коридором. В одной половине занимались дети, в другой жила учительница. Общая площадь школы составляла 20×9 м. Все учащиеся 1-4 классов помещались в одной комнате размером 8,5×5 или 7 м.

Учебный год длился от Покрова (14 октября) до вербной недели (апрель) в 1-3 классах. В 4 классе учебный год длился до дня назначения экзаменов (примерно 15-20 мая). Экзамены проходили не всегда в одно время.

Первый выпуск учащихся состоялся в 1867 году.

С 1913 года была двухкомплектной.

После революции Озерское народное училище было преобразовано в трудовую школу 1-й ступени. В 1920 году школа не работала в связи с польской оккупацией.

С 1930 года Озерская четырехлетняя трудовая школа становится трехкомплектной.

С 1932 года Озерская четырехлетняя трудовая школа была преобразована в семилетнюю, в Озерскую НСШ или семилетнюю трудовую школу.

В годы фашистской оккупации, 1941-1944, школа не работала, здание школы заняли немцы.

1 сентября 1944 года Озерская семилетняя школа начала свой первый послевоенный учебный, 1944-1945, год. После изгнания фашистских захватчиков пришлось вести большие восстановительные работы, ремонтировать здание, собирать у населения школьное имущество (кое-кто сохранил мебель, наглядные пособия и пр.). Эта работа была сделана в течение июля-августа 1944 года.

С 1950 года Озерская семилетняя школа была преобразована в среднюю. В школе уже занимались около 400 человек, было 14-16 классов-комплектов, работало 25-30 учителей, половина из которых имела высшее и специальное образование. Школа размещалась в трех зданиях (одно каменное и два деревянных). 

В 1960 году в деревне Озеро была построена новая школа, двухэтажное кирпичное здание со светлыми просторными классами, с оборудованными кабинетами, большим спортзалом.

Школа сегодня

Цель: развитие культурно-образовательного пространства учреждения через обеспечение доступности основного образования и дополнительных образовательных услуг в соответствии с современными потребностями общества.

Образовательный процесс обеспечен:

  • 10 учебными кабинетами;
  • кабинетом информатики;
  • лингафонным кабинетом;
  • кабинетом психолога и социального педагога;
  • кабинетом дефектолога;
  • комнатой детских и общественных организаций;
  • технической мастерской;
  • мастерской обслуживающего труда;
  • спортзалом;
  • стадионом;
  • библиотекой.

Кабинет директора, учительская, библиотека оснащены необходимой оргтехникой. В кабинете информационных технологий имеется интерактивная доска.

Территория школы представляет собой цветники, асфальтированные дорожки, стадион, игровые площадки, малые спортивные формы, опытный участок, фруктовый сад. Имеется автономная котельная на твердом топливе. Питанием охвачено 100% учащихся на базе столовой подшефного хозяйства.

Традиции нашей школы

  • Сентябрь - День знаний
  • Октябрь - День учителя
  • Ноябрь - Школьный интеллектуальный марафон
  • Декабрь - акция "Новогодние чудеса"
  • Январь - Рождество Христово
  • Февраль - Вечер встречи с выпускниками
  • Март - "Мама и весна"
  • Апрель - Пасха
  • Май - Вахта Памяти, Праздник Последнего звонка
  • Июнь - Выпускной бал

Знаменитые выпускники

АЛИСЕВИЧ (ЖУДРО) НЕЛЛИ ВИКТОРОВНА

Алисевич (Жудро) Нелли Викторовна родилась в 1959 году в деревне Мякоты Узденского района Минской области. В 1976 году с золотой медалью окончила Озерскую среднюю школу и поступила в Белорусскую сельскохозяйственную академию на экономический факультет.

В 1981 году окончила БСХА по специальности "Экономика и организация сельского хозяйства". С 1981 по 1995 годы работала в БСХА методистом заочного факультета бухгалтерской специальности. С августа 1995 года переведена ассистентом кафедры статистики.

в 1994-1998 гг. обучалась в аспирантуре. В 2000 году защитила кандидатскую диссертацию. В 2003 году присвоено ученое звание доцента по специальности "Экономика". 

Работает доцентом кафедры статистики и экономического анализа УО "Белорусская государственная сельскохозяйственная академия". Опубликовала более 150 печатных работ, из них 20 учебно-методических разработок. Основные научные положения докладывались на международных, республиканских научно-производственных конференциях в Республике Беларусь, Украине, России, Польше, Германии и др. странах.

За многолетнюю и плодотворную работу по подготовке специалистов дя агропромышленного комплекса имеет благодарности и грамоты ректората БГСХА. 

ДЕНИСОВ СЕРГЕЙ ДМИТРИЕВИЧ

Заведующий кафедрой операционной хирургии и топографической анатомии Белорусского государственного медицинского университета, заместитель председателя Национального комитета по биоэтике, председатель комитета по биоэтике БГМУ, лауреат Государственной премии Республики Беларусь, профессор. Десять лет работал проректором БГМУ. Выпускник Озерской средней школы 1971 года, награжден серебряной медалью. Из интервью "Настаўнікай газеце": "Я хотел бы передать самый теплый привет моим одноклассникам, а также Озерской средней школе Узденского района, где я учился. Моих учителей, к сожалению, уже нет, но, как и раньше, в школе работают отличные профессионалы, мастера своего дела. Кстати, как и во многих школах страны ..."

В настоящее время занимается вопросами биомедицинской этики в деле подготовки врачей. Из разговора корреспондента "Настаўніцкай газеты"  с Сергеем Дмитриевичем от 4 февраля 2016 года: "В нашей стране биоэтика развивается на основании образования, воспитания и терпеливого объяснения очевидных истин. Если без использования животных не обойтись, то нужно точно рассчитать количество необходимых животных 50 или 5. В настоящее время в БГМУ полностью отказались от опытов на животных в учебных целях ... вместо собак или кроликов можно использовать искусственные симуляторы.

Наш путь к биомедицинской этике начался с мнения экономии. А потом мы задумались и про моральную сторону вопроса, пересмотрели многие вещи, поняли, что исследования могут и должны быть более гуманными."

Преподавая анатомию или оперативную хирургию, Сергей Дмитриевич говорит про медицину сотрудничества: "... это особое право хирурга - право на оперативное вмешательство. Вы только подумайте - войти в человеческое тело с ножом! Поэтому учу студентов, что человеку обязательно нужно объяснять, почему нельзя обойтись без операции, в чем её сущность, какие риски есть, возможные осложнения и, наоборот, какие перспективы".

Есть такая ветвь этики - деонтология, которая ярко отражает взаимоотношения врача и пациента. К вопросам биоэтики относятся и такие дискуссионные во всем мире вопросы как эвтаназия, трансплантация органов, искусственного оплодотворения.

КАЗАК НИКОЛАЙ СТАНИСЛАВОВИЧ

Николай Станиславович Казак родился в д. Дещенка (Узденский район, Минская область) в крестьянской семье. После окончания школы, в 1961 году поступил на физический факультет БГУ.

После окончания БГУ был распределен в Институт физики АН БССР. В институте Николай Станиславович начинает активно работать в области нелинейной оптики, изучает процессы частотного преобразования лазерного излучения в кристаллах, принимает участие в разработке и создании методов и устройств, позволяющих увеличить эффективность таких процессов. Наиболее важный результат, который составил фундамент защищённой в 1975 г. кандидатской диссертации, - создание источников мощного лазерного излучения в области 220-400 нм с плавной перестройкой частоты. За работы в области нелинейно-частотного преобразования в 1978 г. Николай Станиславович удостоен премии Ленинского комсомола Белоруссии и в том же году избран старшим научным сотрудником. В 1979 г. Николай Станиславович был назначен на должность ученого секретаря, в 1988 г. - заместителя директора по научной работе, в 1998 г. - директора Института физики НАН Беларуси. С 2002 по 2005 г. Н.С.Казак, находясь на посту директора, одновременно являлся академиком-секретарем Отделения физики, математики и информатики НАН Беларуси. 

В сентябре 2008 года Казак был избран депутатом Палаты представителей  Национального собрания Республики Беларусь.

Под его руководством защищено 5 кандидатских и 1 докторская диссертации. Результаты исследовательской деятельности Николая Станиславовича отражены в более чем 200 научных статьях. Он является автором более 30 изобретений. В 2000 г. присуждена Государственная премия Республики Беларусь за исследование нелинейно-оптических явлений и создание на этой основе новых высокоэффективных источников лазерного излучения.

При всей своей занятости научно-организационными делами на всех этапах жизненного пути Николай Станиславович оставался, прежде всего, активным исследователем. Им был получен ряд блестящих результатов. Выполнены исследования нелинейного преобразования излучения лазеров в различных кристаллах и геометриях эксперимента с учетом реальных параметров лазерного излучения. Создан ряд высокоэффективных нелинейно-оптических преобразователей частоты и других параметров излучения лазеров различных типов. Получено мощное плавно перестраиваемое УФ излучение с помощью преобразования частоты лазеров на красителях, предсказан нелинейно-оптический эффект генерации переменного электрического поля. Реализован метод "нелинейного зеркала" для управления спектральными, временными и пространственными параметрами излучения сложных лазерных систем. Разработаны нелинейно-оптические методы измерения параметров лазерного излучения и вещества в УФ и ИК диапазонах, метод пассивной абсорбционной спектроскопии, схемы ИК спектрометров с высокой спектральной яркостью на основе внутрирезонаторной апконверсии, способы управления ультразвуковыми пучками. Изучено распространение световых и ультразвуковых волн вблизи особых направлений в кристалле и созданы способы управления пространственными параметрами этих пучков. Часть этих результатов составила основу защищенной им в 1993 г. докторской диссертации.

Будучи директором Института физики НАН Беларуси, Николай Станиславович Казак выдвинул ряд инициатив, направленных на развитие в институте экспериментальных исследований, сближение теории и эксперимента, науки и производства. При его активном участии в Институте организована метрологическая лаборатория и развернуты работы в области оптической метрологии. Новой формой организации труда ученых явилась Международная научная лаборатория оптической диагностики, созданная при Институте физики НАН Беларуси и призванная консолидировать усилия исследователей Беларуси и Германии в многообещающих научных направлениях, аккумулировать мировой опыт в лазерной физике и технике и использовать его для решения насущных проблем нашего государства. Заведующим лабораторией является Николай Станиславович Казак.   

КАЗНАДЕЙ НИКОЛАЙ ИОСИФОВИЧ 

Выпускник 1965 года. Классный руководитель - Шабуня Лидия Ивановна. Директорами школы в тот период были Кузнецова Т.П. и Ляхов А.И. Особенно тепло отзывался об учительнице русского языка Пагиной Р.П., учительнице истории Шабуня Л.И.

В школе серьёзно занимался спортом. Выполнил норматив кандидата в мастера спорта по лыжам, больших успехов достиг в занятиях конным спортом. Неоднократно принимал участие во всесоюзных соревнованиях по этому виду спорта. Его классной комнатой был кабинет №12.

После окончания школы поступил в Казанское высшее командное училище имени Президиума Верховного Совета Татарской ССР, которое окончил в 1969 году. Затем продолжил образование в военной академии Малиновского в городе Москве. Служил в Венгрии, Кривом Роге, на Дальнем Востоке, Марьиной Горке. Получил приказ ехать советником в Афганистан, но попал в Сирию. Три года и три месяца работал под командованием племянника нынешнего президента Сирии. Участник боевых действий в Ливане в 1981-1984 годах.

Из воспоминаний Николая Иосифовича: "В войну вмешались США. Начались бомбёжки. За один месяц город Бейрут был полностью разрушен. Под обстрел попал и я. Засыпало в окопе. Большим обломком сломало ключицу. Войну у нас не афишировали. Мы, советники, по арабски "хабиры", учили арабов воевать. Носили форму арабских военных. В Сирии я получил звание подполковника.

Затем израильско-египетская война. Во время её мы провели интересную операцию.Израиль изобрёл новый танк "Меркава". Однажды утром, пока израильские военные занимались зарядкой, мы с напарником пробрались в окоп и угнали такой танк с израильских позиций. Этот танк из Дамаска был переправлен в Москву." За проведение этой операции Николай Иосифович был награжден Орденом Красной Звезды и сирийским орденом "За храбрость".

После возвращения служил в Околице (под Раубичами), занимался ликвидацией аварий: аварий самолета под Смолевичами, составом, который сошел с рельсов в районе Толочина.  

1 мая 1986 года убыл в город Чернобыль, где на протяжении одного года и двух месяцев являлся командиром полка гражданской обороны. Вместе с бойцами работали на станции, в 30-километровой зоне, чистили крыши четвертого и третьего блоков. Радиация ощущалась только по "радиационному загару".

"Советское правительство хотело не афишировать аварию. В реактор было загружено 216 тонн топлива урана. Проводились опыты, перегрели реактор - взрыв. Ветер дул на Могилёв ... Второго мая начали выселение людей из 30-километровой зоны. За два дня выселили жителей Брагинского, Хойницкого, Наровлянского районов. Люди были растеряны. Им говорили, что уезжают на три дня. Некоторые возвращались за вещами. Проводили радиационные замеры. Ждали ядерного взрыва девятого мая. Спасли шахтёры. Они прорыли под реактором шахту и с реки Припять запустили воду, охладили реактор, и предотвратили взрыв ... Реальной защиты не было. На кители вешали "таблетки", затем их собирали, вывозили в город Семипалатинск на исследование. Нам очень помогло то, что мы построили бани и в обязательном порядке весь личный состав после смены проходил через них. Жили первое время в палатках. Питались на полевых кухнях. С первого августа дали команду на строительство военных городков. Приходилось вывозить не только людей, но и крупных животных. Затем прорыли глубокие траншеи, чтобы животные не пробрались из заражённой зоны. В первое время в зону хлынули уголовные элементы, но внутренние войска смогли их усмирить. Обошлось без потерь. Сколько бойцов под моим командованием зашло - столько и вышло..."

ФЕДОРЦОВА ТАМАРА АРКАДЬЕВНА

Кандидат географических наук (1985 год), доцент (1993 год). Родилась 4 января 1953 года в д. Рябиновка Узденского района Минской области. 

В 1970 году с золотой медалью окончил Озерскую среднюю школу и поступила на географический факультет БГУ, который окончила с отличием в 1975 году. В этом же году поступила в аспирантуру и успешно закончила и защитила диссертацию на соискание ученой степени кандидата географических наук по специальности "Социальная и экономическая география" на тему "Методика эстетической оценки экскурсионных ресурсов." С 1975 по 1988 год сочетала работу в крупнейшей туристической организации Республики Беларусь - Минском бюро путешествий и экскурсий, сначала с учёбой в аспирантуре, а потом - с преподавательской работой в БГУ.

1988 год - преподаватель кафедры экономической географии зарубежных стран.

1991 год - доцент кафедры.

1991 - 2010 годы - преподаватель кафедры экономической географии зарубежных стран и преподаватель, заместитель директора, зав.  кафедрой менеджмента туризма и экскурсоведения в Высшей школе экскурсоводов и менеджеров туризма БГУ.

1998 - 2014 годы - Ученый секретарь Ученого совета географического факультета. Действительный член Международной туристской академии (Россия, г. Москва).

Научные интересы: рекреационная география; экскурсоведение; педагогика туризма.

Научные публикации: проблемы развития туризма и экскурсионного обслуживания в мире и Беларуси, профессиональное туристское образование. Общее количество публикаций - 99.

Среди многочисленных наград:

  • награды БГУ;
  • награды Министерства спорта и туризма;
  • награды Национального агентства по туризму;
  • награды комитета по образованию Мингорисполкома;
  • награды общественных организаций: Белорусского географического общества, Белорусской ассоциации экскурсоводов и гидов-переводчиков.
  • Почетная Грамота Министерства спорта и туризма 03.02.2016 года за большой личный вклад в развитие экскурсионного дела в Республике Беларусь, педагогическую деятельность по подготовке специалистов для сферы туризма.
свернуть