ПЕДАГОГИ И ВОЙНА
Нет в нашей стране праздника всенародней и державней, чем день Великой Победы. С каждым годом растёт цифра, отдаляющая нас от исторического дня 9 мая 1945-го года – события великого, но оставшегося уже в прошлом столетии, а если взглянуть глубже, то и в прошлом тысячелетии… но память осталась. Память эта передаётся нам в рассказах и воспоминаниях участников героических сражений – ветеранов Великой Отечественной войны.
Война – это горе, слезы. Она постучалась в каждый дом, принесла беду: матери потеряли своих сыновей, жёны – мужей, дети остались сиротами. Тысячи людей испытали эти ужасные мучения, но они выстояли и победили. И живы еще те люди, которые в тяжелейших боях защищали Родину. Война в их памяти всплывает самым страшным горестным воспоминанием.
Более чем полвека назад отгремели последние залпы второй мировой войны. Возвратились домой миллионы солдат, изведавших все тяготы, которые когда-либо доставались на долю человека. И много миллионов военных и штатских не вернулись. Они остались на бесчисленных полях сражений, в пепле концлагерных печей, на суше и на дне нескольких морей. Везде. Сегодня говорят, что не осталось больше тайн, и мы все знаем о мировой войне. Если мы знаем все о войне, то откуда щемящая тоска, которую чувствуешь, когда звучит гимн Великой Отечественной – «Вставай, страна огромная»? Откуда боль, от которой никуда не деться, когда из-под вороха пестрых современных фотографий выглянет пожелтевший уголок военной фотокарточки, где обнявшись стоят погибшие тогда и умершие совсем недавно? И где граница, которая разделяет наш современный мир и мир, оставшийся за кадром кинохроники тех правдивых и жестоких лет? Нет, последнее слово о войне еще не сказано. Достоин восхищения подвиг советского народа в Великой Отечественной войне. Непосильное бремя тягот и страданий вынесли на своих плечах солдаты и офицеры, рабочие и колхозники, деятели науки и культуры, дети и взрослые.
«Учитель – профессия дальнего действия, главная на земле», - писал Роберт Рождественский. А Родина, которая у нас всех одна, как и раньше, начинается с картинки в букваре, с первой учительницы… Никто сам по себе не вырос. Нас всех сопровождают по жизни учителя и книги. Наполовину судьба человека зависит от учителя. Не зря поговорка гласит: «Дерево и учитель познаются по плоду». Учителя не просто учат детей, они вкладывают в них душу и талант, отдают частицу своего сердца.
Как же несовместимы учитель и война?!
ТУМАС КОНСТАНТИН ГЕРАСИМОВИЧ
Родился в 1923 году в деревне Сороковщина Узденского района. Незаконченное высшее образование. Работал в Озерской СШ. Скромный человек, не очень охотно говорил о себе.
За мужество и героизм был награждён Орденом Славы III степени, двумя орденами Красной Звезды, медалями «За отвагу», «За взятие Кенигсберга», «За победу над Германией» и другими. Воевал в 84 гвардейской Карачаевской ордена Суворова стрелковой дивизии.
Война вошла в жизнь парня из Сороковщины, когда ему было 18 лет. Работал он тогда в Минске на новостройке. Запомнил бомбёжки и пожары в городе, дорогу на восток. Дал наказ комсомольцам секретарь обкома Василий Иванович Козлов – возвращаться домой и оставаться в тылу, ждать заданий, а до этого собирать и прятать оружие.
Увидел парень на аэродроме близ Озера четыре сожженных самолёта. Напуганные бомбежками люди сначала прятались в лесу, потом вернулись в деревни. С другом Володей Сорокой собирали оружие, прятали. В скором времени стал партизаном отряда «За Родину» бригады имени Чапаева, был разведчиком. Потом было Полесье, участие в рейде по тылам немцев, рельсовая война, диверсии.
Один из эпизодов того времени. Дивизия двигалась на соединение с колпаковцами. По дороге – немецкий гарнизон. Командование выслало парламентёров к немцам – пропустить дивизию, иначе гарнизон будет уничтожен. Без единого выстрела прошла дивизия, сберегли людей. Потом немцы в отместку пробовали уничтожить партизан в Беловежской пуще.
Вскоре разведчику Тумасу было дано задание – доставить пакет в штаб партизанского соединения в Минске. Когда вернулся домой в Сороковщину – ждало сообщение о гибели брата. Поехал в военкомат, стал солдатом. Был и артиллеристом, и пулемётчиком, и минометчиком. Участвовал в штурме крепости Кёнигсберг, после чего получил из рук маршала Василевского Орден Славы.
На войне – как на войне. Погибали друзья, ходил рядом со смертью и сам. Посчастливилось выйти живым из пепла. Война для Константина Герасимовича закончилась у города Пилау.
Учительствовал, учился заочно в институте.
Старший сын Анатолий – капитан запаса. Внук Константин – старший лейтенант. Вот такое продолжение подготовил себе скромный и мужественный человек, защитник Родины.
ДУБРОВСКАЯ ОЛЬГА ИВАНОВНА
Дубровская Ольга Ивановна родилась 22 ноября 1925 года в деревне Рябиновка Озерского сельского совета Узденского района. Образование высшее, по профессии учитель. За труд награждена Почётной грамотой Верховного Совета БССР, тремя грамотами Министерства просвещения БССР, медалью «За доблестный труд» и другими грамотами.
Боевые награды: от командования Спецотряда №14, ряд благодарностей, медаль «За Победу над Германией», юбилейные медали.
Вглядитесь в эту женщину на фотографии. Она по-настоящему красива. Красота её строгая и мягкая одновременно. Классические черты лица, высокий лоб зачёсанные назад волосы. И глаза – зеркало души – добрые, мудрые, проницательные и совсем-совсем молодые.
Из воспоминаний ветерана
«После принятия присяги я находилась на службе Спецотряда №14 под командованием героя Советского Союза товарища Линькова. Работала по разведке и внутренней диверсии в тылу у немцев, предоставляла точные сведения о гарнизонах противника и продвижении вражеских войск по железным и шоссейным дорогам на участке: Антополь – Городец – Кобрин – Брест.
Работать приходилось, как известно, в очень сложных условиях. Чтобы добыть нужные точные сведения, мне приходилось бывать в Бресте, Кобрине, Антополе и других местах.
В Антополе на службе у немцев был наш человек – Полина Игнатовская. Она передавала партизанам через меня аусвайсы (немецкие документы на оккупированной территории вроде паспорта). С этим документом можно было свободно появляться в городах, проходить через немецкие посты.
И вот однажды в городе Кобрине мне нужны были сведения из немецкой комендатуры и пропуск на Минск. Я проникла в комендатуру, но меня там опознал один полицай – Лодухин. Он доложил немцам, что я комсомолка, партизанка. Немцы меня задержали, начали допрашивать. И сколько понадобилось усилий и умений, чтобы выпутаться из этой ситуации. Повезло, что комсомольский билет, с которым я никогда не расставалась (он был зашит в моей одежде), я спрятала на кладбище, входя в город. Комсомольский билет у меня сохранился до сегодняшнего дня, как память о молодости, которая прошла в тяжёлые военные годы, память о боевых годах, о комсомоле.
Мне удавалось узнавать списки молодежи на отправку в Германию, узнавать, куда и когда прибывают каратели, и что они намерены делать; расклеивать листовки, участвовать в различных операциях против врага».
После освобождения Ольга Ивановна поступила на службу в Красную Армию и с 12 марта 1945 года находилась в военной комендатуре поселка Ниски. Сложно было на чужой земле наводить порядки, и эта сложность еще усугублялась незнанием нашими солдатами немецкого языка. Враг сдавался неохотно. Вся Германия была покрыта различными укреплениями, заминирована. Нужно было проявлять большую бдительность и осторожность.
«Помнится такой случай. Я, как переводчик, с комендантом выехали на служебной машине по делам в соседнюю деревню. Мы зашли в дом, в нем не оказалось хозяев, а из подвала вышли два вооруженных фашиста. Они скомандовали нам «Руки вверх!» Но комендант бросился на них. Одного свалил, другой выстрелил в меня, но задел только правое плечо и тут же был обезоружен. Мы доставили их в комендатуру. Оба они были нацисты, которые никак не могли понять, что сражаться им уже бесполезно. Наши брали Берлин, но расхаживать и разъезжать было небезопасно».
ЛЯХОВ АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ
Директор Озерской средней школы с 1960 по 1978 год. Родился в 1918 году в городе Орше.
Отец был репрессирован в 30-е годы. После окончания школы удалось поступить в БГУ на математический факультет. После окончания университета работал в Дзержинском районе в д. Вильшино Станьковского сельского Совета. Шёл 1940 год. Школа была семилетней.
Когда началась Великая Отечественная война, остался на оккупированной территории. В 1942 году Станьковской зоне Аппаровичем Иосифом Иосифовичем, который прибыл из-за линии фронта, был создан партизанский отряд имени 25-летия Октября и Александр Иванович стал его членом. Он был редактором ротной газеты «Боевой листок». На трофейной бумаге цветными карандашами освещал на страницах газеты боевые будни партизан. Отряд дислоцировался в Дзержинском и Узденском районах. Приходилось выполнять самые разные задания. 12 декабря 1943 года 3 бригады (Воршилова, Чапаева, Рокоссовского) устроили засаду от деревни Теляково в сторону Дещенки (41-45 км). Когда показалась колонна фашистов, две сорокапятимиллиметровые пушки прямой наводкой подбили главный и последний автомобиль. Завязался бой. Александр Иванович и его товарищ Розов первыми достигли шоссе. Их командир роты Слизкий был ранен. Со стороны Валерьян подошла немецкая бронемашина и начала обстреливать партизан. Поступил приказ отступления. Рота Александра Ивановича вынесла командира Слизкого с поля боя и отступила по приказу. За этот бой Ляхову и Розову были вручены медали «За отвагу».
После освобождения Беларуси Александр Иванович входил в состав истребительного батальона, который должен был очистить нашу землю от фашистов, которые прятались в лесах. Затем служил в Подмомсковье в городе Козельске. В ноябре 1944 года был демобилизован. Приехал в д. Озеро (тогда Дзержинского района), где завучем работала его жена Гастило Анастасия Макаровна. Работал завучем Озерской семилетней школы. В 1945 году вступил в ряду коммунистической партии. С 1960 по 1978 годы – директор Озерской средней школы. Делегат II Всебелорусского съезда учителей.
Награжден Почётной грамотой Министерства Просвещения БССР, значком «Отличник народного просвещения», значками «Победитель социалистического соревнования 1975 года», медалью «Ветеран труда».
Заслуженный учитель БССР. Персональный пенсионер Республики Беларусь. Работал в школе до 1982 года.
КРУГЛИЦКИЙ ОЛЕГ СЕРГЕЕВИЧ
Офицер запаса, участник обороны города Ленинграда. Работал учителем рисования Озерской СШ.
В нашей стране не найдешь человека, который не знал бы о героической обороне города Ленинграда. 900 дней и ночей продолжалась блокада. Все старики и дети поднялись на защиту родного города. В городе не было даже самого необходимого для жизни человека: хлеба и воды. Хлеб выдавали по карточкам, за водой приходилось идти на Неву, которая находилась под непрекращающимся обстрелом. Все связи с Ленинградом были прерваны. Только в зимнее время дорогой служила узкая полоса льда на Ладожском озере, которую ленинградцы называли «дорогой жизни».
Круглицкий О.С. принимал участие в обороне Ленинграда в составе отдельной роты связи Северо-Западного (позднее Ленинградского) фронта с августа месяца 1941 года в качестве батальонного радиста. Обеспечивал связью наши части, находившиеся на переднем крае обороны. Неоднократно принимал участие в разведывательных поисках в тылу немецкой обороны и передавал по радио данные разведки.
Позднее, после прорыва блокады, был переброшен на Волховский фронт, где и воевал по 1944 год до полного разгрома немцев под Ленинградом. От Ленинграда прошел с боями освобождения Шимск, Новгород, Псков, Остров, Ригу. Был награжден медалями «За оборону Ленинграда», «За боевые заслуги».
ЖУР НИКОЛАЙ ПАВЛОВИЧ
Николай Павлович служил в армии с 1939 года.
Вглядитесь в эту фотографию… Руки – большие, с узловатыми натруженными суставами. Благородное одухотворенное лицо – и руки много и тяжело работавшего физически человека… Эта контрастная на первый взгляд картина – наглядная иллюстрация жизни. Это лицо человека, в течение многих лет сеявшего разумное, доброе, вечное. Это руки, с ранних лет познавшие нелёгкий крестьянский труд; руки, ковавшие Победу, восстанавливавшие разрушенное войной хозяйство; руки, не знавшие и не знающие отдыха.
ФРУМКИН МИХАИЛ ЗАХАРОВИЧ
Родился 1 ноября 1914 года в городе Горки. Закончил Горецкую сельхозакадемию. По профессии – агроном.
Воевал с 1941 по 1945 годы.
В 1941 году – Волховский фронт. Ленинградская блокада, Калининград. В начале войны было присвоено звание лейтенанта, заканчивал войну уже капитаном. Воевал в танковых войсках, командовал самоходной артиллерией. Был награжден орденом и медалью.
После окончания войны, когда часть, где служил Михаил Захарович, вывели в Слуцк, оставаться в армии не захотел. Случайно приехал в Озеро, работал агрономом, женился на учительнице немецкого языка Мининой Анне Григорьевне. Возможно, это сыграло решающую роль в жизни Михаила Захаровича. Он перешел работать в школу, преподавал предмет «Сельхозмашины», работал воспитателем в группе продленного дня, организовал фотокружок.
… Вот такие они, наши педагоги, которые прошли войну… Люди военного поколения – особые люди. С фронтов Великой Отечественной они принесли в непростую жизнь страны веру в будущее, готовность жертвовать собой ради других. Быт советских людей еще долгое время был наполнен отголосками войны. Высота человеческого подвига определяется силой любви к жизни. Чем сильнее эта любовь, тем непостижимее измерение подвига, совершаемого человеком ради любви к жизни. И подвиг народа – это прямое отражение подвига каждого человека, умноженное на миллион, на десятки миллионов. Спасибо, дорогие ветераны, за жизнь, свободу и мирное небо над головой! Гордимся Вами!!!