Советы психолога

Центры, дружественные подросткам,  действующие на базе учреждений здравоохранения Минской области

Наименование

Место расположения

График работы

Номер телефона

Центр дружественный подросткам

УЗ «Березинская ЦРБ»

Березинский р-он, г.Березино,

ул.М.Романович, д.6;

понедельник-пятница 8.00-16.00

80171569052

 

Центр дружественный подросткам «Доверие»

УЗ «Борисовская

ЦРБ»

г.Борисов, ул.Связная, д.47

понедельник-пятница 16.20-18.20

80177740834

Центр дружественный подросткам «Перезагрузка»

УЗ «Вилейская ЦРБ»

г.Вилейка,

ул.Маркова, д.27

понедельник-пятница 08.30-18.50

80177156451

 

Центр дружественный подросткам

УЗ «Воложинская ЦРБ»

г.Воложин,

ул.Гагарина, д.1

понедельник-пятница 14.00-16.00

80177254046

 

Центр дружественный подросткам «Перезагрузка»

УЗ «Дзержинская ЦРБ»

г.Дзержинск,

ул.Октябрьская, д.72

понедельник-пятница 8.00-16.00

80171669348,

80171664458

Кабинет «Центр здоровья подростков и молодежи»

УЗ «Жодинская ЦГБ» (детская поликлиника)

г.Жодино,

пр-т Скорины, д.2

понедельник-пятница (нечетные числа) 17.00-20.00

80177566331

Центр дружественный подросткам «Надежда»

УЗ «Клецкая ЦРБ»

г.Клецк, ул.Партизанская, д.6

понедельник-пятница запись на прием 14.00-15.00,

 прием специалистов 15.00-18.00

80179363107,

 

Центр дружественный подросткам

УЗ «Копыльская ЦРБ»

г.Копыль, ул.Советская, д.50, поликлиника, к.102

понедельник-пятница

8.00-16.12

80171920309

Центр дружественный подросткам «Радуга»

УЗ «Крупская ЦРБ»

г.Крупки, ул.Черняховского, д.2

понедельник-пятница

8.00-17.00

80179655858,

80179657773

Центр дружественный подросткам «Гармония и здоровье»

УЗ «Логойская ЦРБ»

г.Логойск, ул.Победы, д.35, к.2

понедельник, среда, четверг:

14.00-16.00,

вторник, пятница 10.00-12.00

80177454274,

 

Центр дружественный подросткам «GLOW»

УЗ «Любанская ЦРБ»

г.Любань,

ул. Первомайская, д.97а

понедельник-пятница

10.00-16.00

80179459698

Центр дружественный подросткам

УЗ «Минская ЦРКБ»

 

 

Минский р-он, д.Боровляны, ул.40 лет Победы, д.32

понедельник-пятница

8.00-16.12

80175424384

Центр дружественный подросткам

УЗ «Молодечненская ЦРБ»

г.Молодечно, ул.Галицкого, д.25

понедельник-пятница 8.00-16.00

80176500751,

 

Центр дружественный подросткам «Вектор»

УЗ «Мядельская ЦРБ»

г.Мядель, ул.Коммунистическая, д.23, каб.212

понедельник-пятница 8.00-16.00

80179723015,

80179724315;

 

Центр дружественный подросткам «МедВед»

УЗ «Несвижская ЦРБ»

г.Несвиж, ул.Сырокомли, д.29

понедельник-пятница 8.00-16.30

80177021429

Центр дружественный подросткам

УЗ «Марьиногорская ЦРБ»

г.Марьина Горка, ул.Калинина, д.50

понедельник-пятница

 

80171334314

Центр дружественный подросткам «Доверие» УЗ «Слуцкая ЦРБ»

г.Слуцк, ул.Чайковского, д.21

понедельник-пятница 8.00-15.30

80179553110

Центр дружественный подросткам «Родник надежды»

УЗ «Смолевичская ЦРБ»

г.Смолевичи, ул.Первомайская, д.101

понедельник-пятница 8.00-16.00

80177668252

Центр дружественный подросткам «Маяк»

УЗ «Солигорская ЦРБ»

г.Солигорск, ул.Подольская, д.2, каб.507

понедельник-пятница 08.30-17.00

80174238442

Центр дружественный подросткам «Надежда»

УЗ «Стародорожская ЦРБ»

г.Старые Дороги, ул.Московская, д.82

понедельник-пятница 8.00-17.00

80179239264

Центр дружественный подросткам

УЗ «Столбцовская ЦРБ»

г.Столбцы, ул.Ленинская, д.164

понедельник-пятница 08.00-17.00

80171752363

Центр дружественный подросткам

УЗ «Узденская ЦРБ»

г.Узда, ул.Степанова, д.11

понедельник-пятница 08.00-18.10

80171863987

Центр дружественный подросткам «Надежда»

УЗ «Червенская ЦРБ»

г.Червень, ул.Барыкина, д.60

понедельник-пятница 16.00-18.00

80171459960

 

Стратегия самопомощи на время стресса

СТРАТЕГИЯ САМОПОМОЩИ НА ВРЕМЯ СТРЕССА

1.Не принимайте сгоряча никаких решений, воздержитесь от активных действий.

2.Если нельзя покинуть место, где вас застиг стресс, переключите внимание на нейтральные объекты. Например, пристально осмотрите комнату, в которой находитесь, будто впервые ее видите, и мысленно (если есть возможность - вслух) опишите находящиеся в ней предметы.

3.Смочите лоб и запястья холодной водой.

4.Выполните ранее освоенные дыхательные упражнения, в частности, глубокое дыхание с задержкой вдоха и медленным выдохом. Изучите технику дыхания по квадрату.

4.Увеличьте объем выпиваемой жидкости. Пейте чистую воду.

5.Позаботьтесь о правильном питании: включите в рацион яркие фрукты и овощи (цитрусовые, бананы, томаты), зелень, кисломолочные продукты, орехи, говядину и рыбу.

6.Выполняйте физические упражнения.

7.Помните, что при неприятностях, усталости, обострении проблем рекомендуется делать то, что приносит удовольствие, и тем самым компенсировать негатив.

8.Помните, что обращение к психотерапевту – это проявление силы, готовности меняться и духовно расти.

  1. Каждый способен влиять только на самого себя, и готовность человека к изменениям, самосовершенствованию определяет успех в оказании помощи. Если человек видит источник своих проблем в других людях и обращается за помощью с требованием их переделать, то он должен осознать, что это не в силах ни одного специалиста.

ПРАВИЛА САМОПОМОЩИ ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ РАССТРОЙСТВ ПСИХИКИ

  • Учитесь рационально распоряжаться своим временем.
  • Ставьте перед собой цели, соразмерные вашим силам.
  • Трезво оценивайте собственные возможности и меру своего влияния на жизненные обстоятельства.
  • Отличайте главное от второстепенного.
  • Подходите к проблеме с разных сторон, старайтесь увидеть несколько решений.
  • Воспринимайте действительность такой, какая она есть.
  • Извлекайте полезный опыт из произошедших в вашей жизни событий.

 

 

 

свернуть

Памятка для учащихся при подготовке к экзаменам

Памятка для учащихся при подготовке к экзаменам

  

        Школьники во время экзаменов подвержены стрессу. А тем более во время сдачи экзамена, который для многих из них еще в новинку. Задача педагогов и родителей - помочь ребенку избавиться от страха перед экзаменом, суметь сосредоточиться и вспомнить все то, что он так старательно учил и запоминал.

 

       Как готовиться к экзамену

1.Сначала подготовь место для занятий: убери со стола лишние вещи, удобно расположи нужные учебники, пособия, тетради, бумагу, карандаши и т. п.

2. Составь план занятий. Определи, какое время суток для тебя наиболее продуктивно для занятий, и в зависимости от этого максимально используй утренние или вечерние часы. Четко спланируй, что именно сегодня будет изучаться (не просто:"немного позанимаюсь", а какие именно разделы и темы необходимо проработать).

3.Начни с самого трудного, с того раздела, который знаешь хуже всего. Но если тебе трудно "раскачаться", можно начать с того материала, который тебе больше всего интересен и приятен, чтобы постепенно войти в рабочий ритм.

4.Чередуй занятия и отдых, например, 40 мин - занятия, затем 10 мин - перерыв.

5.Структурируй материал в виде планов, схем, причем желательно на бумаге.

6.Выполняй как можно больше тестовых заданий по изучаемому предмету. Эти тренировки ознакомят тебя с конструкциями тестов.

7.Тренируйся с секундомером в руках, засекай время выполнения тестов (на задания части А в среднем уходит по 2 мин).

8.Готовясь к экзаменам, никогда не думай о том, что не справишься с заданием, а напротив, мысленно рисуй себе картину успеха.

9.Оставь один день перед экзаменом на то, чтобы вновь повторить все планы ответов, еще раз остановиться на самых трудных вопросах.

10.Многие считают: для того, чтобы полностью подготовиться к экзамену, не хватает всего одной, последней перед ним ночи. Это неправильно. Ты уже устал, и не надо себя переутомлять. Напротив, с вечера перестань готовиться, прими душ, соверши прогулку. Выспись как можно лучше, чтобы встать отдохнувшим, с ощущением своего здоровья, силы, "боевого" настроя.

 

       Как сдать экзамен

1. Исключай! Многие задания можно быстрее решить, если не искать сразу правильный вариант ответа, а последовательно исключать те, которые явно не подходят. Метод исключения позволяет в итоге сконцентрировать внимание всего на одном - двух вариантах, а не на всех пяти - семи (что гораздо труднее).

2.Запланируй два круга! Рассчитай время так, чтобы за две трети всего отведенного времени пройтись по всем легким заданиям ("первый круг"). Тогда ты успеешь набрать максимум очков на этих заданиях, а потом спокойно вернуться и подумать над трудными, которые тебе в начале пришлось пропустить ("второй круг").

3.Проверь! Оставь время для проверки своей работы, хотя бы для того, чтобы успеть пробежать ее глазами и заметить явные ошибки.

4.При необходимости используй интуицию! Если ты не уверен в выборе ответа, но интуитивно можешь предпочесть какой-то ответ другим, то интуиции следует доверять! При этом выбирай такой вариант, который, на твой взгляд, имеет большую вероятность.

5.Не огорчайся! Стремись выполнить все задания, но помни, что на практике это нереально. Учитывай, что тестовые задания рассчитаны на максимальный уровень трудности, и количество решенных тобой заданий вполне может оказаться достаточным для хорошей отметки.

 

свернуть

Рекомендации психолога: как эффективно подготовиться к экзаменам и ЦТ

Рекомендации психолога:

как эффективно подготовиться к экзаменам и ЦТ

 

Подготовка к сдаче экзаменов и ЦТ – напряженный и ответственный этап в жизни каждого выпускника. В этот период школьникам зачастую катастрофически не хватает времени, они устают, недосыпают... Как наиболее эффективно подготовиться к контрольным испытаниям и не навредить своему психическому и физическому здоровью? Как научиться мобилизовать себя и овладевать собственными эмоциями? Как организовать себя в период подготовки к экзаменам?

 

Организация времени в период подготовки к экзаменам и ЦТ

У каждого человека вырабатывается свой ритм жизни, и в период подготовки к экзаменам и ЦТ его коренным образом менять не стоит. Особое внимание необходимо обратить на организацию учебного и свободного времени, внести некоторые коррективы для более продуктивного его использования. С этой целью необходимо установить причины его недостатка, то есть в течение хотя бы нескольких дней проанализировать количество времени, затраченного на выполнение определенных дел [1].

Самонаблюдение – это хороший способ получения новой информации о себе, о собственной занятости, это возможность проверить свою готовность учиться организовывать время. Природа предоставила в наше распоряжение время, которое может отнять у нас всякий, кто этого захочет. Но важно не позволять ускользнуть ему и проанализировать причины его потери, а именно:

  • не умею отделять важные дела от второстепенных;
  • не применяю эффективные приемы запоминания учебного материала;
  • не знаю своих биологических ритмов, часов наиболее высокой умственной работоспособности;
  • отвлекаюсь на телефонные звонки (и надолго);
  • не умею говорить «нет»;
  • не довожу начатое дело до конца;
  • много времени трачу на мелкую и рутинную работу, а до важных дел не дохожу;
  • не всегда предварительно планирую свой день;
  • начиная новое дело, долго раскачиваюсь;
  • откладываю дела, поступки, действия до какого-нибудь срока;
  • личная неорганизованность (беспорядок на письменном столе, в комнате и др.).

Определите хотя бы три основные причины «поглотителя» своего времени и попытайтесь устранить их.

Рассмотрим одного из главных виновников потери времени – привычку оставлять дела на потом.

 

Привычка откладывать дела на потом

Промедление часто не осознается человеком, так как для многих оно вошло в привычку. Это защитный механизм в сохранении своего «я»: лучше отложить дела на потом, нежели встретиться с реальностью сейчас. Иллюзорное представление о себе заставляет переносить запланированное действие и мотивировать это так: «Я должен быть совершенным»; «Все, что я делаю, должно получаться легко и без особых усилий»; «Я никогда не должен проигрывать» и др. Кто в это верит, не может проиграть, потому что никогда по-настоящему не участвует в состязаниях. Безопаснее ничего не предпринимать, чем рискнуть и проиграть. Некоторые постоянно откладывают свои дела на неопределенный срок. Можно задать себе несколько вопросов: что изменится вокруг меня, если я не так хорошо справлюсь с заданием? насколько все будет плохо? что со мной произойдет?

Школьники часто сильно преувеличивают ситуацию. На некоторые события они реагируют так, будто начинает рушиться жизнь. Ожидание катастрофы парализует. Надо понять, что это только собственные фантазии, выросшие из страхов. Следует отметать отрицательные установки, контролировать свои мысли, не позволять негативному мышлению завладеть сознанием. Положительные мысли нужно культивировать, следует приучить к ним свой мозг. Позитивное самопрограммирование уравновешивает эмоциональное состояние, освобождает психические процессы для активной внутренней работы [2]. Необходимо помнить, что когда учащийся непосредственно занимается делом, то тревога уходит, так как энергия используется на конструктивное решение задач.

Потерю времени также существенно сократит применение некоторых способов запоминания учебного материала.

 

Как лучше запомнить учебный материал

Для более эффективного запоминания учебного материала необходимо использовать разные виды памяти: зрительную, слуховую, двигательную [3]. Выясните свой ведущий тип памяти, с помощью которого вам легче усваивать информацию, и в дальнейшем постарайтесь организовать работу так, чтобы применять именно его.

Осмысленность и прочность запоминания существенно повышает логическая работа с материалом с опорой на образные связи. Необходимо вызывать соответствующие образы, представить их зрительно, ассоциировать с учебным материалом [3].

Осознанному запоминанию способствует смысловая группировка учебного материала. Для этого необходимо:

  • разделить материал на части, в каждой выделить главное; придумать к каждой заголовки, которые служат смысловой опорой запоминания;
  • установить связи между выделенными частями изучаемого материала и понять логическую последовательность их расположения;
  • прочитать материал полностью, определить его общий смысл.

При таком способе заучивания все его части запоминаются не изолированно, а в связи друг с другом. Это имеет большое значение для его осознанного понимания и воспроизведения.

Чтобы лучше усвоить информацию, применяют прием сравнения. Установление только общего в учебном материале затрудняет его припоминание [3].

 Для более быстрого запоминания учебного материала рекомендуется использовать мнемонические приемы. С этой целью необходимо как бы завязывать «узелки на память». Например, чтобы запомнить число 1357, необходимо внимательно рассмотреть цифры. Можно увидеть, что они нечетные и каждая последующая больше предыдущей на два.

Также применяют прием смыслового кодирования. Например, предлагается запомнить число 314 159. Для продуктивного запоминания необходимо заменить число фразой: «Это я знаю и помню прекрасно». Количество букв в каждом слове соответствует цифрам данного числа [4].

Важным условием эффективного запоминания и длительного сохранения учебного материала в памяти является повторение. Оно должно быть не пассивным, а активным. Также материал необходимо пересказать. Повторное чтение создает иллюзию знания, так как не происходит осмысленной переработки сведений.

Учебный материал запоминается надолго, если соблюдаются принципы рационального повторения. Суть их состоит в следующем.

  1. Необходимо повторять информацию после ее прочтения, так как материал чаще забывается на первых стадиях запоминания (примерно через час, если его только прочитать). При запоминании текстовой информации второй раз повторять ее желательно через 20 минут после первого, третий – через 6–8 часов (в день запоминания), четвертый – на следующий день, через 24 часа. Чтобы запомнить точные данные, повторять их второй раз лучше через 40–60 минут, третий – через 3–4 часа (в день запоминания), четвертый – в течение следующего дня [5].

Большое количество осмысленных повторений способствует прочному запоминанию учебного материала.

  1. Повторять нужно столько, чтобы в течение необходимого промежутка времени информация не пропадала. Очень важно в этой ситуации сделать установку на длительный срок, чтобы экзамен не прошел по схеме «сдал и забыл».
  2. Промежутки времени между повторениями необходимо по возможности удлинять. Период, когда вы вовсе не обращаетесь к заучиваемому материалу, гораздо важнее для запоминания, чем «рабочие» дни.
  3. Сложный материал следует повторять в часы наибольшей умственной работоспособности, а также перед сном, а затем утром, на свежую голову [6].

 

свернуть

Способы поддержания умственной работоспособности в период подготовки к экзаменам и ЦТ

Способы поддержания умственной работоспособности в период подготовки к экзаменам и ЦТ

При подготовке к экзаменам, ЦТ следует учитывать свои биологические ритмы. Ученые утверждают, что информация легче всего запоминается с 7 до 12 и с 14 до 17–18 часов. Но не менее важно определить время своей наивысшей умственной работоспособности, кто вы – сова или жаворонок, – и в этот период максимально себя загрузить [1]. А сделать это можно путем самонаблюдения либо воспользовавшись соответствующими тестами.

При подготовке к экзаменам для поддержания работоспособности в течение дня необходимо менять виды деятельности. При появлении первых признаков утомления следует сделать перерыв, отвлечься на что-то другое, например послушать музыку, сходить в магазин, убрать в комнате и др. Это позволит вам отдохнуть.

Для продуктивной умственной деятельности необходимо предоставить организму достаточное время для отдыха. По данным исследований, недосыпание снижает умственную работоспособность в течение дня на 30 %. Поэтому накануне экзаменов, ЦТ нужно увеличить сон приблизительно на один час по сравнению с обычной его продолжительностью. Уставший организм тратит значительно больше времени на вспоминание материала. Кроме того, достаточный отдых способствует хорошей концентрации внимания.

Также хорошо повышает работоспособность непродолжительный дневной сон (20–30 мин).

Для увеличения продуктивности можно выполнить некоторые физические упражнения. При получении умеренных нагрузок в кровь выбрасываются гормоны, положительно действующие на сердечно-сосудистую систему.

Чтобы повысить работоспособность, рекомендуется делать самомассаж головы, принимать водные процедуры, так как вода хорошо снимает усталость.

Продуктивной интеллектуальной работе способствуют и положительные эмоции. Необходимо программировать себя на позитив. Хорошую роль в этом могут сыграть правильные установки и положительное восприятие себя. Можно провести аутогенную тренировку, например: «Я – энергичная, сильная и уверенная личность. Я – смелый, уверенный в себе и своих действиях. Я многое могу и твердо знаю: если трудности встретятся мне неожиданно, им все равно не победить меня. Я крепок, как скала, о которую разбиваются трудности. Крепнут мои душевные силы, увеличиваются мои возможности!» [2].

 

Список использованных источников

  1. Дубровина, И. В. Практическая психология образования / И. В. Дубровина. – М. : Просвещение, 2002. – С. 473.
  2. Одинцова, М. А. Я – целый мир / М. А. Одинцова. – М. : Ин-т психотерапии, 2004. – С. 208.

 

 

свернуть

Советы психолога родителям

Советы психолога родителям

1.Не принимайте сгоряча никаких решений, воздержитесь от активных действий.

2.Если нельзя покинуть место, где вас застиг стресс, переключите внимание на нейтральные объекты. Например, пристально осмотрите комнату, в которой находитесь, будто впервые ее видите, и мысленно (если есть возможность - вслух) опишите находящиеся в ней предметы.

3.Смочите лоб и запястья холодной водой.

4.Выполните ранее освоенные дыхательные упражнения, в частности, глубокое дыхание с задержкой вдоха и медленным выдохом. Изучите технику дыхания по квадрату.

4.Увеличьте объем выпиваемой жидкости. Пейте чистую воду.

5.Позаботьтесь о правильном питании: включите в рацион яркие фрукты и овощи (цитрусовые, бананы, томаты), зелень, кисломолочные продукты, орехи, говядину и рыбу.

6.Выполняйте физические упражнения.

7.Помните, что при неприятностях, усталости, обострении проблем рекомендуется делать то, что приносит удовольствие, и тем самым компенсировать негатив.

8.Помните, что обращение к психотерапевту – это проявление силы, готовности меняться и духовно расти.

9. Каждый способен влиять только на самого себя, и готовность человека к изменениям, самосовершенствованию определяет успех в оказании помощи. Если человек видит источник своих проблем в других людях и обращается за помощью с требованием их переделать, то он должен осознать, что это не в силах ни одного специалиста.

ПРАВИЛА САМОПОМОЩИ ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ РАССТРОЙСТВ ПСИХИКИ

  • Учитесь рационально распоряжаться своим временем.
  • Ставьте перед собой цели, соразмерные вашим силам.
  • Трезво оценивайте собственные возможности и меру своего влияния на жизненные обстоятельства.
  • Отличайте главное от второстепенного.
  • Подходите к проблеме с разных сторон, старайтесь увидеть несколько решений.
  • Воспринимайте действительность такой, какая она есть.
  • Извлекайте полезный опыт из произошедших в вашей жизни событий.

Рекомендации для родителей выпускников перед предстоящими экзаменами

    Организация рабочего места. Организация письменного стола ребенка значительно влияет на усвоение материала. Здесь прослеживается и связь между концентрацией внимания и эффективностью подготовки к экзамену. Если во время занятий ребенок будет использовать определенный стол, стул, то со временем будет значительно легче удаваться концентрация внимания. Поэтому, необходимо, чтобы ребенок работал в определенном месте.

    Повышайте уверенность детей в себе; чем больше ребенок боится неудачи, тем больше вероятность допущения ошибок. «Ну, ты же сдашь!» Помните: главное – снизить напряжение и тревожность ребенка и обеспечить ему подходящие условия для занятий.

    Не тревожьтесь о количестве баллов, которые ребенок получит на экзамене. Внушайте ему мысль, что количество баллов не является совершенным измерением его возможностей.

    Контролируйте режим подготовки ребенка, не допускайте перегрузок. Если ребенок занимается в течение нескольких часов без перерыва, такое занятие является непродуктивным, т. к. нарастает психическое утомление, даже если ребенок ощущает, что еще может продолжать что-то изучать. Известно, что наиболее благоприятно делать перерывы каждые 30 минут 2-3 минуты, через час после занятий нужно сделать паузу в 5 минут, после 2-х часов следует делать паузу в 20-30 минут.

    Помогите детям распределить темы при подготовке по дням.

    Особое внимание следует обратить на питание ребенка: такие продукты как рыба, творог, курага, орехи стимулируют работу головного мозга. Купите комплекс витаминов.

    Показывайте ребенку, что вы проявляете интерес к материалу, который он изучает.

    Следите, чтобы ребенок не зазубривал весь материал, достаточно просмотреть ключевые моменты и уловить логику. Очень полезно делать краткие схематические выписки, таблицы (сравнительные), упорядочивая изучаемый материал. Основные формулы можно выписать и повесить над письменным столом, кроватью.

    Накануне экзамена обеспечьте ребенку полноценный отдых, он должен отдохнуть и как следует выспаться.

    Во время тренировки по тестовым заданиям приучайте ребенка распределять свое время и уметь ориентироваться в нем. Если ребенок не носит часов, обязательно дайте ему часы на экзамен.

    На период экзаменов постарайтесь обеспечить детям эмоциональный комфорт в семье. Избегайте конфликтов как с ребёнком, так и между собой.

 

 

свернуть

Советы для учащихся по подготовке к экзаменам

Самое важное в подготовке к экзаменам - это эффективная организация процесса заучивания и повторения
развернуть

Советы психолога: Экзаменационный стресс

 Как психологически подготовиться к сдаче выпускных экзаменов  и к централизованному тестированию?

Дорогие выпускники! В период подготовки и сдачи экзаменов человек затрачивает большое количество сил, энергии и здоровья. Для того, чтобы эффективно подготовиться и сдать экзамены, прежде всего, необходимо иметь прочные знания по предметам, но не менее важно уметь запоминать текст, регулировать собственную работоспособность, справляться с тревогой. Поэтому в период подготовки к экзаменам и в процессе сдачи экзаменов важно правильно себя психологически настроить.

Надеемся, что предложенные рекомендации помогут вам успешно сдать экзамены и уверенно идти дальше по дороге жизни!

Памятка для учащихся в период подготовки  к экзамену

  1. Сначала подготовь место для занятий: убери со стола лишние вещи, удобно расположи нужные учебники, пособия, тетради, бумагу, карандаши и т.п.
  2. Можно ввести в интерьер комнаты желтый и фиолетовый цвета, поскольку они повышают интеллектуальную активность. Для этого бывает достаточно какой-либо картинки в этих тонах или эстампа.
  3. Составь план занятий на каждый день. Для начала определи: кто ты – «сова» или «жаворонок», и в зависимости от этого максимально используй утренние или вечерние часы.
  4. Составь план занятий на каждый день. Для начала определи: кто ты – «сова» или «жаворонок», и в зависимости от этого максимально используй утренние или вечерние часы.

5.Начни с самого трудного, с того раздела, который знаешь хуже всего. Но если тебе трудно раскачаться, можно начать с того материала, который тебе больше всего интересен и приятен.

6.Чередуй занятия и отдых: 40 минут занятий, затем 10 минут - перерыв. 7.Структурируй материал за счет составления планов, схем, причем желательно на бумаге. Планы полезны и потому, что их легко использовать при кратком повторении материала.

8.Выполняй как можно больше различных опубликованных тестов по этому предмету. Эти тренировки ознакомят тебя с конструкциями тестовых заданий.

9.Готовясь к экзаменам, никогда не думай о том, что не справишься с заданием, а напротив, мысленно рисуй себе картину триумфа.

10.Тренируйся с секундомером в руках, засекай время выполнения тестов (на заданиях в части А в среднем уходит по 2 минуты на задание).

11.Если устали глаза, значит, устал и организм:

o Посмотри попеременно вверх-вниз (15 сек.), влево-вправо (15 сек.);

o Нарисуйте глазами своё имя, отчество, фамилию;

o Попеременно фиксирую взгляд на удалённом предмете (20 сек.), потом - на листке бумаги перед собой (20 сек)

 

Как выучить учебный материал?

1.Главным условием успешной сдачи экзамена была и остается хорошая предметная подготовка. Для этого необходимо:

2.Начинать готовиться к экзаменам заранее, по частям, сохранять спокойствие. Придерживайтесь основного правила: «Не теряй времени зря». Перед началом подготовки к экзаменам необходимо просмотреть весь материал и отложить тот, что хорошо знаком, а начинать учить незнакомый, новый.

3.Составляя план на каждый день подготовки, необходимо четко определить, что именно сегодня будет изучаться. Не вообще: «немного позанимаюсь», а какими именно разделами и темами займусь. А также необходимо определить время занятий с учетом ритмов организма.

4.Используйте время, отведенное на подготовку, как можно эффективнее. Новый и сложный материал учите в то время суток, когда хорошо думается, то есть высока работоспособность. Обычно это утренние часы после хорошего отдыха.

5.К трудно запоминаемому материалу необходимо возвращаться несколько раз, просматривать его в течение нескольких минут вечером, а затем еще раз — утром.

6.В перерывах между занятиями слушайте расслабляющую музыку, танцуйте, делайте спортивные упражнения, принимайте душ.

7.Не пытайтесь учить все наизусть. Уясните смысл вопроса, а затем, выделив наиболее яркие образы, детали, фон, попытайтесь представить мысленно или на бумаге в цветных рисунках, схемах основное содержание материала в виде рекламного ролика или плаката.

8.Заучиваемый материал лучше разбить на смысловые куски, стараясь, чтобы их количество не превышало семи. Смысловые куски материала необходимо укрупнять и обобщать, выражая главную мысль одной фразой. Текст можно сильно сократить, представив его в виде схемы типа «звезды», «дерева», «скобки» и т.п. При этом восприятие и качество запоминания значительно улучшаются за счет большей образности записи.

9.Пересказ текста своими словами приводит к лучшему его запоминанию, чем многократное чтение, поскольку это активная, организованная целью умственная работа. Вообще говоря, любая аналитическая работа с текстом приводит к его лучшему запоминанию. Это может быть перекомпоновка материала, нахождение парадоксальных формулировок для него, привлечение контрастного фона или материала и др.

10.Зафиксируйте полученный результат в памяти. Перед подготовкой ответа на экзамене постарайтесь ненадолго закрыть глаза или посмотреть в окно, на стену и мысленно воспроизведите закрепившуюся в памяти картинку. Сознание может дорисовать ее.

Условия поддержки работоспособности:

1) Чередование умственного и физического труда.

2) Предпочтение следует отдавать гимнастическим упражнениям (кувырок, свеча, стойка на голове), так как усиливается приток крови к клеткам мозга.

3) Беречь глаза: делать перерыв каждые 20-30 минут (взгляд вдаль, оторвать глаза от книги). 4) Минимум телевизионных передач!

 

Самый распространенный при подготовке среди школьников способ - оставлять все на последний день и последнюю ночь - является самым непродуктивным, поскольку в результате этого в голове остается такая "каша", что на экзамене бывает очень трудно разобраться и вспомнить нужную информацию, либо - в случае, если у вас очень хорошая память - все более-менее в порядке до экзамена, вы можете успешно вспомнить то, что читали накануне, но уже через неделю в голове не останется почти ничего. Для долговременного хранения информации в памяти необходимо повторение, а этого вами сделано не было. Читая 1 раз, вы "включаете" в работу лишь кратковременную память, и через некоторое время незакрепленная информация вытесняется другой, более нужной в настоящий момент.

Несколько способов организации процесса повторения, которые дают наибольший эффект

I способ. Ценность этого способа - в использовании перерывов при заучивании одного билета, одной темы и т.п., но не длинных. Сначала вы повторяете материал через 5 минут, затем - через 1 час, после - через день.

II способ. Организация рационального повторения:

1. Прочитать - повторить.

2. Повторить через 10-15 минут.

3. Повторить через 8-9 часов.

4. Повторить через день. 

III способ. Формула успешного повторения ОЧОГ.

О - ориентировка. Прочитайте текст с целью понять его главные мысли. Если надо, подчеркните их, выпишите, повторите в памяти.

Ч - чтение. Прочтите текст внимательно и постарайтесь выделить второстепенные детали. установите их связь с главными мыслями. Несколько раз повторите главные мысли в их связи со второстепенными.

О - обзор. Быстро просмотрите текст. Чтобы углубить понимание текста, поставьте вопросы к главным мыслям.

Г - главное. Мысленно перескажите текст, или еще лучше, перескажите его кому-нибудь или себе вслух, припоминая при этом главные мысли.

Число повторений должно быть 2-3.

свернуть

Рецепт успешного тестирования

Несколько универсальных рецептов для более успешной тактики выполнения тестирования
развернуть
  • Начни с легкого! Начни отвечать на те вопросы, в знании которых ты не сомневаешься, не останавливаясь на тех, которые могут вызвать долгие раздумья. тогда ты успокоишься, голова начнет работать более ясно и четко, и ты войдешь в рабочий ритм. Ты как бы освободишься от нервозности, и вся твоя энергия будет направлена на более трудные вопросы.
  • Сосредоточься! После выполнения предварительной части тестирования (заполнения бланков), когда ты прояснил все непонятные для себя моменты, постарайся сосредоточиться и забыть про окружающих. Для тебя должны существовать только текст заданий и часы, регламентирующие время выполнения теста. Торопись не спеша! Жесткие рамки времени не должны влиять на качество твоих ответов. Перед тем, как вписать ответ, перечитай дважды и убедись, что ты правильно понял, что от тебя требуется. 
  • Пропускай! Надо научиться пропускать трудные или непонятные задания. Помни: в тексте всегда найдутся такие вопросы, с которыми ты обязательно справишься. Просто глупо недобрать очков только потому, что ты не дошел до "своих" знаний, а застрял на тех, которые вызывают у тебя затруднения.
  • Читай задание до конца! Спешка не должна приводить к тому, что ты стараешься понять условия задания "по первым словам" и достраиваешь концовку в собственном воображении. Это верный способ совершить досадные ошибки в самых легких вопросах.
  • Думай только о текущем задании! Когда ты видишь новое задание, забудь все, что было в предыдущем. Как правило, задания в тестах не связаны друг с другом, поэтому знания, которые ты применил в одном (уже, допустим, решенном тобой), как правило, не помогают, а только мешают сконцентрироваться и правильно решить новое задание. Этот совет дает тебе и другой бесценный психологический эффект - забудь о неудаче в прошлом задании (если оно оказалось тебе не по зубам). Думай только о том, что каждое новое задание - это шанс набрать очки.
  • Исключай! Многие задания можно быстрее решить, если не искать сразу правильный вариант ответа, а последовательно исключать те, которые явно не подходят. Метод исключения позволяет в итоге сконцентрировать внимание всего на одном-двух вариантах, а не на всех пяти-семи (что гораздо труднее).
  • Запланируй два круга! Рассчитай время так, чтобы за две трети всего отведенного времени пройтись по всем легким заданиям ("первый круг").  Тогда ты успеешь набрать максимум очков на тех заданиях, а потом спокойно вернуться и подумать над трудными, которые тебе вначале пришлось пропустить ("второй круг").
  • Проверь! Оставь время для проверки своей работы, хотя бы, чтобы успеть пробежать глазами и заметить явные ошибки.
свернуть

Памятка для выпускников

Как правильно распределить время и силы при сдаче ЦТ и выпускных экзаменов?
развернуть

Накануне любого экзамена следует хорошо выспаться, позавтракать, взять всё необходимое и следовать к месту проведения экзамена. А на экзамене следует придерживаться поведения, рекомендуемого в следующей памятке для выпускника:

1. Быть предельно внимательным. С самого начала тестирования прослушать и запомнить всю информацию о правилах заполнения бланковой документации. От этой информации вплотную зависит качество и количество ответов, засчитанных правильными.

2. Соблюдать все правила поведения. При желании задать вопрос, следует просто поднять руку. Следует иметь в виду, что задавать вопросы можно только по правилам заполнения бланковой документации или при наличии возможных трудностей с тест-пакетом (в нем возможны опечатки, встречаются случаи пропуска букв и даже полного отсутствия текста).

3. Полное сосредоточение. Бланк регистрации заполнен, все организационные вопросы разрешены и непонятные моменты прояснены. Немедленно забыть об окружающих, перед глазами положить часы, для контроля времени и полностью сосредоточиться на уяснении и выполнении тестового задания. В данной ситуации как никогда уместно "крылатое" выражение: "Торопись не спеша!".

4. Тестовое задания следует начинать с ответов на лёгкие вопросы. Смысл в том, что как только выпускник начинает отвечать на вопросы, не сомневаясь в правильности своих ответов, так как точно знает, что он отвечает правильно, он успокаивается и входит в рабочий ритм. Пропадает нервозность, мозг начинает работать более ясно и чётко в нужном направлении, вс его энергия направляется на постепенное, но более точное и полное выполнение всех тестовых заданий.

5. Не следует пугаться жёстких временных рамок. Качество ответов не должно "страдать" от кажущейся нехватки времени. Перед тем ка заполнить графу ответа следует дважды прочесть вопрос и для себя убедиться, что он правильно и однозначно понят, на него есть такой же правильный ответ, после этого дать этот ответ.

6. Трудные и непонятные задания следует пропустить. После того как будут найдены ответы на все правильно понятые задания, можно вернуться к ранее непонятным или трудным и поискать верные ответы на них. Если сразу пытаться выполнить всё, то можно "застрять" на непонятных заданиях и не дойти из-за недостатка времени до тех, на которые есть полные и ясные, а, главное, правильные ответы.

7.  Любое, даже самое понятное задание, следует читать до конца. Иначе можно не понять сути заданного вопроса и совершить непоправимые ошибки при выполнении даже самых простейших заданий.

8. Всегда думать только о точном выполнении текущего задания. Взявшись за выполнение нового задания, немедленно переключится только на него, о старом забыть, о будущем не вспоминать до полного выполнения текущего. Дело в том, что тестовые задания, как правило, смысловой связи друг с другом не имеют. И тем более не имеет смысла думать о неправильно выполненном предыдущем задании. если такое событие имело место быть.

9. Применить метод исключения. С первых секунд можно сразу же исключить те варианты ответов, которые явно не подходят под правильный ответ. Тогда быстрее и проще можно найти верное решение среди оставшихся двух, трёх вариантов, вместо пяти, семи.

10. Правило второго круга. Желательно весь отведенный для экзамена бюджет времени поделить на три части. Первые две трети времени потратить на выполнение всех простых и понятных заданий и набрать на них минимум требуемых баллов. В оставшуюся треть времени пройти все нерешённые трудные задания по второму кругу, к этому времени многие из них станут более понятными и вполне выполнимыми. Затем "пробежать" глазами все свои ответы, вдруг удастся заметить явные ошибки в своих ответах и успеть их исправить.

11. Включить интуицию. Иногда при выборе ответа может возникнуть ситуация, при которой ответ на задание интуитивно понятен. На втором круге можно попробовать довериться интуиции. Иногда можно попытаться ответить интуитивно, чем совсем не выполнить задание.

12. Не впадать в печаль и депрессию, если часть заданий выполнить не удалось. Вполне возможно, что необходимое количество баллов уже набрано и вряд ли это огорчение поможет качественно подготовиться к следующему экзамену. Более уместными будут следующие действия: всё забыть, отдохнуть, хорошо выспаться и начать подготовку к следующему экзамену. 

свернуть