Советы психолога

Центры, дружественные подросткам,  действующие на базе учреждений здравоохранения Минской области

Наименование

Место расположения

График работы

Номер телефона

Центр дружественный подросткам

УЗ «Березинская ЦРБ»

Березинский р-он, г.Березино,

ул.М.Романович, д.6;

понедельник-пятница 8.00-16.00

80171569052

 

Центр дружественный подросткам «Доверие»

УЗ «Борисовская

ЦРБ»

г.Борисов, ул.Связная, д.47

понедельник-пятница 16.20-18.20

80177740834

Центр дружественный подросткам «Перезагрузка»

УЗ «Вилейская ЦРБ»

г.Вилейка,

ул.Маркова, д.27

понедельник-пятница 08.30-18.50

80177156451

 

Центр дружественный подросткам

УЗ «Воложинская ЦРБ»

г.Воложин,

ул.Гагарина, д.1

понедельник-пятница 14.00-16.00

80177254046

 

Центр дружественный подросткам «Перезагрузка»

УЗ «Дзержинская ЦРБ»

г.Дзержинск,

ул.Октябрьская, д.72

понедельник-пятница 8.00-16.00

80171669348,

80171664458

Кабинет «Центр здоровья подростков и молодежи»

УЗ «Жодинская ЦГБ» (детская поликлиника)

г.Жодино,

пр-т Скорины, д.2

понедельник-пятница (нечетные числа) 17.00-20.00

80177566331

Центр дружественный подросткам «Надежда»

УЗ «Клецкая ЦРБ»

г.Клецк, ул.Партизанская, д.6

понедельник-пятница запись на прием 14.00-15.00,

 прием специалистов 15.00-18.00

80179363107,

 

Центр дружественный подросткам

УЗ «Копыльская ЦРБ»

г.Копыль, ул.Советская, д.50, поликлиника, к.102

понедельник-пятница

8.00-16.12

80171920309

Центр дружественный подросткам «Радуга»

УЗ «Крупская ЦРБ»

г.Крупки, ул.Черняховского, д.2

понедельник-пятница

8.00-17.00

80179655858,

80179657773

Центр дружественный подросткам «Гармония и здоровье»

УЗ «Логойская ЦРБ»

г.Логойск, ул.Победы, д.35, к.2

понедельник, среда, четверг:

14.00-16.00,

вторник, пятница 10.00-12.00

80177454274,

 

Центр дружественный подросткам «GLOW»

УЗ «Любанская ЦРБ»

г.Любань,

ул. Первомайская, д.97а

понедельник-пятница

10.00-16.00

80179459698

Центр дружественный подросткам

УЗ «Минская ЦРКБ»

 

 

Минский р-он, д.Боровляны, ул.40 лет Победы, д.32

понедельник-пятница

8.00-16.12

80175424384

Центр дружественный подросткам

УЗ «Молодечненская ЦРБ»

г.Молодечно, ул.Галицкого, д.25

понедельник-пятница 8.00-16.00

80176500751,

 

Центр дружественный подросткам «Вектор»

УЗ «Мядельская ЦРБ»

г.Мядель, ул.Коммунистическая, д.23, каб.212

понедельник-пятница 8.00-16.00

80179723015,

80179724315;

 

Центр дружественный подросткам «МедВед»

УЗ «Несвижская ЦРБ»

г.Несвиж, ул.Сырокомли, д.29

понедельник-пятница 8.00-16.30

80177021429

Центр дружественный подросткам

УЗ «Марьиногорская ЦРБ»

г.Марьина Горка, ул.Калинина, д.50

понедельник-пятница

 

80171334314

Центр дружественный подросткам «Доверие» УЗ «Слуцкая ЦРБ»

г.Слуцк, ул.Чайковского, д.21

понедельник-пятница 8.00-15.30

80179553110

Центр дружественный подросткам «Родник надежды»

УЗ «Смолевичская ЦРБ»

г.Смолевичи, ул.Первомайская, д.101

понедельник-пятница 8.00-16.00

80177668252

Центр дружественный подросткам «Маяк»

УЗ «Солигорская ЦРБ»

г.Солигорск, ул.Подольская, д.2, каб.507

понедельник-пятница 08.30-17.00

80174238442

Центр дружественный подросткам «Надежда»

УЗ «Стародорожская ЦРБ»

г.Старые Дороги, ул.Московская, д.82

понедельник-пятница 8.00-17.00

80179239264

Центр дружественный подросткам

УЗ «Столбцовская ЦРБ»

г.Столбцы, ул.Ленинская, д.164

понедельник-пятница 08.00-17.00

80171752363

Центр дружественный подросткам

УЗ «Узденская ЦРБ»

г.Узда, ул.Степанова, д.11

понедельник-пятница 08.00-18.10

80171863987

Центр дружественный подросткам «Надежда»

УЗ «Червенская ЦРБ»

г.Червень, ул.Барыкина, д.60

понедельник-пятница 16.00-18.00

80171459960

 

ПОСТРАДАВШИМ ОТ ДОМАШНЕГО НАСИЛИЯ

18.03.2025

Дом – без насилия!

Насилие – это преднамеренное применение физической силы или власти, действительное или в виде угрозы, направленное против себя, против иного лица, группы лиц или общины, результатом которого являются (либо имеется высокая степень вероятности этого) телесные повреждения, смерть, психологическая травма, отклонения в развитии или различного рода ущерб.

Домашнее насилие является проблемой, которая существует во всех, без исключения, странах мира. Домашнее насилие - повторяющийся с увеличением частоты цикл физического, сексуального, словесного, эмоционального и экономического оскорбления по отношению к своим близким с целью запугивания, контроля, чувства страха.

Семья – достаточно закрытая система, происходящие в ней негативные моменты (ссоры, конфликты, наказания) чаще всего скрыты от окружающих и труднодоступны для общественности и правоохранительных органов.

Типы насилия в семье: физическое; психологическое, сексуальное и экономическое.

Психологическое насилие – чаще всего встречающийся вид насилия в семье, к нему относится унижение, оскорбление, контроль поведения, изоляция, ограничение круга общения жертвы, «промывание мозгов», допрос, шантаж, угрозы причинения насилия.

Физическое насилие – прямое или косвенное воздействие на жертву с целью причинения физического вреда: нанесение увечий, тяжких телесных повреждений, побои, пинки, шлепки, толчки, пощечины, и другое. Одной из форм домашнего насилия в семье является телесное наказание.

Сексуальное насилие – любое принудительное сексуальное действие или использование сексуальности другого человека.

Экономическое насилие – попытки лишения одним взрослым членом семьи другого возможности распоряжаться семейным бюджетом, иметь средства и права распоряжаться ими по своему усмотрению, экономическое давление на несовершеннолетних детей и т.д.

Отсутствие заботы – это пренебрежение основными потребностями человека (в еде, одежде, медпомощи, присмотре и другое).

В семье наиболее частыми жертвами насилия становятся женщины и дети. Дети в свою очередь могут становиться как невольными свидетелями, так и непосредственными жертвами насилия. Периодические ссоры в семье явление рядовое и полностью избежать данного варианта выяснения отношения не удастся. Опасность представляют ситуации, когда агрессия переходит границы и носит брутальный постоянный характер. Это не только может принести физический вред здоровью ребенка, но и негативно сказаться на его психическом состоянии, в том числе, послужить причиной патологических изменений характера, перейти в дальнейшем во «вредную привычку» выяснять любой конфликт при помощи вербальной и даже физической агрессии.

Работа по профилактике домашнего насилия проходит на разных уровнях с участием различных министерств и ведомств.

Психиатрические организации здравоохранения республики осуществляют мероприятия по профилактике и борьбе с насилием в семье по нескольким направлениям:

первичная профилактика насилия;

оказание специализированной психиатрической помощи жертвам насилия;

вторичная профилактика насилия – передача информации в компетентные органы для принятия необходимых мер.

Профилактическая работа по тематике «насилие в семье, насилие в отношении детей» проводится врачами-специалистами, психологами с пациентами и их родными и близкими на всех этапах оказания специализированной психиатрической (психотерапевтической, психологической) помощи.

В рамках работы по профилактике насилия в семье сотрудниками организаций здравоохранения в пределах компетенции проводится плановая работа, направленная на профилактику возникновения у детей и подростков дезадаптивных состояний, употребления психоактивных веществ несовершеннолетними, детского травматизма и предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних, в том числе, путем размещения тематических материалов в средствах массовой информации.

Врачи-специалисты активно участвуют в различных передачах на телевидении, как регионального, так и республиканского уровней. Большое внимание уделяется вопросу формирования у несовершеннолетних здоровье сохраняющего поведения, при этом используются различные формы проведения мероприятий (семинары, лекции, круглые столы, спортивно-оздоровительные мероприятия и другие), при подготовке и проведении мероприятий широко привлекаются родители, сотрудники учреждений образования и органов внутренних дел.

Пациентам, пострадавшим от домашнего насилия, обеспечено проведение комплексного обследования и оказание квалифицированной медицинской, психологической и социальной помощи.

В зависимости от ситуации такая помощь может быть оказана в амбулаторных, стационарных или в условиях отделений дневного пребывания. Что особенно важно, в настоящее время психотерапевтическая и психологическая помощь доступна в поликлиниках и общесоматических стационарах республики.

В республике действует система раннего выявления несовершеннолетних, находящихся в кризисных ситуациях. Разработаны совместные планы проведения конкретных мероприятий с заинтересованными службами профилактики для раннего выявления несовершеннолетних с аддиктивными формами поведения или находящимися в кризисных ситуациях.

Как не стать жертвой домашнего насилия? Что предпринять, если столкнулись с ним? Советов немного, но они очень важны.

Не молчите! Звоните на горячие линии, обращайтесь в государственные органы!

Обращайте внимание на «маркеры» насилия уже на первом этапе знакомства с молодыми людьми: запрещает ли вам мужчина видеться с подругами, ограничивает ли общение с родителями.

Присматривайтесь друг к другу заранее. Психологи утверждают: агрессия и насилие встречаются чаще в семьях, где оба партнера имеют взрывной характер, не наделены терпением, не умеют ждать и анализировать.

Не будьте равнодушными, если знаете, что кто-то из знакомых подвергается домашнему насилию, или видите его.

Воспитывайте детей в уважении друг к другу.

Обращайте внимание на насилие в отношении детей. Оно не менее важно, чем в отношении женщин, и может иметь более серьезные последствия.

Помните, что психологическая помощь нужна и жертвам насилия, и агрессорам.

Во всех областях республики и г. Минске создана и функционирует служба экстренной психологической помощи по «Телефону доверия». Помощь оказывается высококвалифицированными специалистами в области психологии и психотерапии бесплатно и анонимно.

В трудных жизненных ситуациях, когда Вам кажется, что Вы в тупике и не находите выхода, позвоните, вам помогут!

Номера службы экстренной психологической помощи «Телефон доверия»:

г. Минск:

для взрослых – 8–017 – 352-44-44

для взрослых – 8–8–017 – 304-43-70

для детей – 8 – 017 – 263-03-03

для детей – 8-801-100-1611

Брестская область – 8 – 0162 – 51-10-13

Брестская область (короткий номер) – 170

Витебская область – 8 – 0212 – 61-60-60

Гомельская область – 8 – 0232 – 31-51-61

Гродненская область – 8 – 0152 – 170

Гродненская область – 8 – 0152 – 39-83-31

Гродненская область – 8 – 0152 – 39-83-28

Минская область – 8 – 017 – 311-00-99

Минская область – 8 – 029 – 899-04-01

Могилевская область – 8 – 0222 – 71-11-61

Общенациональная горячая линия для пострадавших от домашнего насилия: 8 801 100 8 801 (ежедневно с 8.00 до 20.00).

 

Будьте в безопасности!

 

 

«Телефон Доверия»

пострадавшим от домашнего насилия

(круглосуточная психологическая помощь)

Гор. 8017-311-00-99

Моб.: +375-29-899-04-01

+375-29-101-73-73

с возможностью обращения с помощью мессенджеров (Telegram, Viber, WhatsApp)

 

Телефоны  круглосуточного доступа  в «кризисные» комнаты и экстренной психологической помощи территориальных центров социального обслуживания населения  Минской области   для граждан, пострадавших от домашнего насилия

 

Название ТЦСОН

 

Юридический адрес ТЦСОН

 

Контактный тел. ТЦСОН, по которому можно обратиться по вопросу предоставления услуги временного приюта в «кризисной» комнате

Контактный тел. экстренной психологической помощи

Контактный тел. специалиста ТЦСОН

для круглосуточно-го доступа                     в «кризисную» комнату

ГУ «Березинский территориальный центр социального обслуживания населения»

223311

г. Березино,

ул. Красина,1

801715 69002

801715 69331

 

8(029) 9849326

 

ГУ «Территориальный центр социального обслуживания населения Борисовского района»

222526

г. Борисов,

ул. 50 лет БССР, д.27А

8 0177 78 67 25,  

8 0177  78 65 54

8 0177 78 60 00,

8 (044) 557 16 06,

 

 

8 (044) 7087983

 с 24.01.2025

 

ГУ «Вилейский территориальный центр социального обслуживания населения»

222417

г. Вилейка,

ул.Водопьянова, 33

 

801771 3 63 19

801771 3 63 17

8(029) 8473225

 

ГУ «Воложинский территориальный центр социального обслуживания населения»

222357

г. Воложин,

ул. Мира, 8

8 01772 68 1 17

8 01772 68 1 17

+375445547159

 

ГУ «Дзержинский территориальный центр социального обслуживания населения»

222720

г. Дзержинск, ул.1-я Ленинская, 37

80171670013

8(033) 3661264

 

80171670013

80333228968

8(033) 3661264

 

ГУ «Клецкий территориальный центр социального обслуживания населения»

222531

г. Клецк,

 ул. Толстого, 24

801793 60432

8(033) 3263470

801793 60432

165 (по району, только со стационарного телефона)

8(033) 3263470

 

ГУ «Копыльский территориальный центр социального обслуживания населения»

223927, г.Копыль,

ул. 50 лет БССР,16А

8 01719 51 401

8 01719 51 4 00

8 01719 28376

8 01719 28 3 76

 

8(029) 2893497

8(029)2762453

ГУ «Крупский территориальный центр социального обслуживания населения»

 

222010

г. Крупки,

ул. Советская, 6

801796-90052

801796-90050

801796-90054

80179690050

80179690044

8(029) 2521958

 

ГУ «Территориальный центр социального обслуживания населения Логойского района»

223141,

г. Логойск,

ул. Победы,80

8 017 74 78-3-14

8 029 641-10-66

8 017 74 78-3-14

8 029 641-10-66

8(029) 6411066

ГУ «Территориальный центр социального обслуживания населения Любанского района»

223812

г. Любань,

пер.Полевой, д.3

8 01794 67-9-86,

8(044)4642550

 

8 01794 67-9-86

 

8(044)4642550

 

ГУ «Территориальный центр социального обслуживания населения Минского района»

220045

д. Гаёк, д.8В

8 (017) 517 37 13

8 (017) 542 35 47

8 (025) 510 53 97

8 (017) 542 46 01

 

8 (025)510 53 97          

 

Государственное учреждение «Молодечненский районный территориальный центр социального обслуживания населения»

222310

г. Молодечно,

ул. Космонавтов, 13

8 0176 746620

8 029 102 07 22

8 0176 746620

8(029) 1020722

ГУ «Мядельский территориальный центр социального обслуживания населения»

222397, г. Мядель,

ул. Нарочанская, 9

(адрес оказания психологической помощи: г.Мядель, ул. Ленинская, 75)

 

80179722311,

80179721111

80179721111

8(044) 5806849

 

ГУ «Несвижский районный территориальный центр социального обслуживания населения»

 

222603

г. Несвиж,

ул. Ленинская, д.115а

 8-01770 5-16-24

8-01770-5-16-24

8(025) 5022380

 

ГУ «Территориальный центр социального обслуживания населения Пуховичского района»

222827, г.Марьина Горка, ул. Новая Заря, 34а, ТБЦ «Хельсинки» кабинет № 158

801713-54012

801713-54012

8(044) 7718130

ГУ «Слуцкий территориальный центр социального обслуживания населения»

223610 г. Слуцк,

ул. Социалисти-ческая,14

8(01795) 25496

8(01795) 25446

8(01795) 25496

8(025) 7539293

ГУ «Смолевичский территориальный центр социального обслуживания населения»

222201

ул.Советская, д.147, корп.2

г.Смолевичи

8017 76 27 118

 

8017 76 27102

8(044) 7532332

 

ГУ «Солигорский районный территориальный центр социального обслуживания населения»

223710

г. Солигорск,

ул. Козлова, 8

80174234266,

8044 4981419,

170

80174234266, 170

 

8(044) 4981419

 

ГУ «Стародорожский территориальный центр социального обслуживания населения»

222932

 г. Старые Дороги,

ул. Кирова, 95

801792 37315

80445775308

801792 37217

801792 30769

8(044) 5775308

 

ГУ «Столбцовский территориальный центр социального обслуживания населения»

222666

г. Столбцы,

ул. Социалистическая,                д. 40-1

801717 51604

801717 51604

8(029) 3605499

 

ГУ «Территориальный центр социального обслуживания населения Узденского района»

223411 г. Узда,

ул. Первомайская, 2 «Б»

80171868645

80171868645

8(029) 2513008

 

ГУ «Червенский территориальный центр социального обслуживания населения»

223232

 г. Червень,

ул. Ленинская, д. 38

8-01714-22309

8-01714-28846

 

8(029) 8940202

 

ГУ «Жодинский территориальный центр социального+ обслуживания населения»

222160

г. Жодино,

ул. Советская, 21

801775 4-86-24

 

801775 4-86-04

8(033)3222387

 

 

 

 

свернуть

СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА

СОВЕТЫ  психолога

10 заповедей для родителей

Об этих правилах полезно помнить всем родителям! « свернуть

Уважение! 

Мы иногда запросто можем сказать ребенку: «А лучше ты ничего не мог придумать? У тебя вообще голова на плечах есть?» и так далее. Всякий раз, когда мы произносим что-либо подобное, мы разрушаем положительный образ сына или дочери. 

Угрозы! 

«Если ты еще раз сделаешь — ты у меня получишь!», «Если ты еще раз стукнешь братика, я тебя…» Каждый раз, когда мы так говорим, мы учим ребенка бояться и ненавидеть нас. Угрозы совершенно бесполезны — они не улучшают поведения. 

Обещания! 

Хорошо знакомо: ребенок провинился, а мама ему говорит: «Пообещай, что больше никогда-никогда так делать не будешь» — и получает, конечно, обещание. А через полчаса ребенок повторяет свою проделку. Мама обижена и расстроена: «Ты же обещал!» Она просто не знает, что обещание ничего не значит для маленького ребенка. Обещание, как и угроза, относятся к будущему. А ребенок живет только в настоящем. Если он чувствителен и совестлив, то вымогание обещаний будет развивать в нем чувство вины, если же он не чувствителен, это только научит его цинизму: слово — это одно, а дело — совсем другое. 

Опека! 

Излишняя опека приучает ребенка к мысли, что сам он ничего делать не может. Многие родители недооценивают возможностей детей что-либо делать самостоятельно. Примите как девиз: «Никогда не делай за ребенка то, что он может сделать сам». 

Повиновение! 

Представьте, что муж (жена) говорит вам: «Брось все и сию же минуту приготовь мне кофе». Как вам это понравится? Точно так же вашему ребенку не нравится, когда от него требуют, чтобы он немедленно оставил свое занятие, лучше предупредить его заранее: «Минут через десять будем обедать», тогда мы вполне можем позволить ему поворчать немного: « Я еще поиграю». Слепое безоговорочное подчинение характерно для марионетки, но оно не способствует формированию независимого, самостоятельного человека. 

Потакание! 

Речь о вседозволенности. Дети сразу почувствуют, что родители боятся быть твердыми, когда они переступают границы дозволенного, боятся сказать им «нет». Это вселяет в них уверенность, что все правила резиновые — стоит немножко поднажать, и они растянутся. Такое может срабатывать в рамках семьи, но за ее пределами ребенка ждут горькие разочарования. Потакать ребенку — значит, лишать его возможности вырасти приспособленным к жизни человеком. 

Будьте последовательны! 

В субботу у мамы хорошее настроение и она разрешает сыну нарушать все правила (или какие-то из них). В понедельник, когда он делает то же самое, она «наваливается на него, как тонна кирпичей». Представьте себя на месте своего чада. Как бы вы научились водить машину, если бы в понедельник вторник и четверг красный свет означал «стоп», а в среду и субботу – «можно продолжать движение»? Детям необходима последовательность в требованиях. Они должны знать, чего от них ждут. Беспорядочность в разрешениях и запретах этому не способствует. 

Требуйте соответственно возрасту ребенка!

Не требуйте от ребенка зрелости поведения, на которую он еще не способен. Помните, всему своё время! В то же время помните, что ему уже по силам!

Распределяйте в семье обязанности и ответственность за них! 

Прислушайтесь к своим словам! 

Каждый день тысячи слов порицания выплескиваются на наших детей. Если все их записать на магнитофон и прокрутить мамам и папам, то они будут поражены. Чего только они не говорят своим детям! Угрозы, насмешки, ворчание, целые лекции о морали… Под влиянием словесного потока ребенок «отключается». Это для него единственный способ защиты и он быстро его осваивает. А поскольку отключиться полностью он не может, то испытывает чувство вины, а это развивает отрицательную самооценку. Все «морали» в конечном итоге для ребенка сводятся к таким схемам: «То, что ты сделал, — это плохо. Ты плохой, потому что это сделал. Как ты мог так поступить после всего хорошего, что папа (мама) сделал(а) для тебя?»  Помните о праве ребёнка оставаться ребёнком!  Представьте себе, что вы — педагогический гений и воспитали образцового ребенка: тихого, всегда уважительного к взрослым, который никогда не бунтует и не выходит из-под контроля, делает все, что взрослые от него хотят. У него нет отрицательных чувств к чему-либо и к кому-либо, он высокоморален, совестлив и аккуратен, никогда никого не обманывает. Но, может быть, тогда мы имеем дело с маленьким взрослым? Психологи считают, что «образцовый» ребенок — не счастливый ребенок. Это ребенок под маской. Он спрятал свое «я» под оболочку, а внутри у него очень серьезные эмоциональные проблемы.  Воспитывая детей, развивая их самодисциплину, давайте не забывать, что они все-таки дети. Давайте оставим за ними это право!  И ещё пару правил…  Все родители воспитывают детей в меру своего умения и понимания жизни и редко задумываются о том, почему в определенных ситуациях поступают так, а не иначе. Однако у каждой мамы в жизни бывают моменты, когда поведение любимого ребенка ставит в тупик. А может быть, сами взрослые, применяя радикальные методы воспитания, делают нечто такое, из-за чего потом бывает стыдно. В своих ошибках вы не одиноки, все родители их время от времени совершают. Но всегда лучше учиться на чужих ошибках, не правда ли? 

1. Не ждите, что Ваш ребенок будет таким, как Вы. Или — как Вы хотите. Помогите ему стать не Вами, а собой. 

2. Не вымещайте на ребенке свои обиды: что посеешь, то и взойдет. 

3. Не требуйте от ребенка платы за все, что Вы для него делаете: Вы дали ему жизнь — как он может Вас отблагодарить? Он даст жизнь другому, — это необратимый закон благодарности. 

4. Не думайте, что ребенок Ваша собственность — он личность. 

5. Не относитесь к его проблемам свысока. 

6. Не унижайте! 

7. Не мучьте себя, если не можете чего-то сделать для своего ребенка. Мучьте, если можете и не делаете! 

8. Помните: для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все. 

9. Уважайте чужого ребенка. Не делайте чужому то, что не хотели бы, чтобы другие сделали Вашему. 

10. Любите своего ребенка любым: неталантливым, неудачным, взрослым. Общаясь с ним, радуйтесь, потому что ребенок — это праздник, который с Вами.  Родителям на заметку:  У активных родителей — активные дети.  Объясняйте своему ребёнку, что имидж человеческого тела, навязываемый средствами массовой информации, не реалистичен. Здоровые тела бывают самых разных размеров и форм.  Исследования показывают, что важную роль в формировании самооценки дочерей играют их отцы.  Дети перенимают привычки здорового образа жизни от своих родителей. Что касается здорового питания, физической активности и самооценки, будьте своему ребёнку образцом для подражания.

Использованы материалы сайта воспитательной работы ГУО «Гимназия №7 г.Минска» «ОКНА» blog.gymn7.minsk.edu.by

 

свернуть

ПРОФИЛАКТИКА НАСИЛИЯ СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Стратегия самопомощи на время стресса

СТРАТЕГИЯ САМОПОМОЩИ НА ВРЕМЯ СТРЕССА

1.Не принимайте сгоряча никаких решений, воздержитесь от активных действий.

2.Если нельзя покинуть место, где вас застиг стресс, переключите внимание на нейтральные объекты. Например, пристально осмотрите комнату, в которой находитесь, будто впервые ее видите, и мысленно (если есть возможность - вслух) опишите находящиеся в ней предметы.

3.Смочите лоб и запястья холодной водой.

4.Выполните ранее освоенные дыхательные упражнения, в частности, глубокое дыхание с задержкой вдоха и медленным выдохом. Изучите технику дыхания по квадрату.

4.Увеличьте объем выпиваемой жидкости. Пейте чистую воду.

5.Позаботьтесь о правильном питании: включите в рацион яркие фрукты и овощи (цитрусовые, бананы, томаты), зелень, кисломолочные продукты, орехи, говядину и рыбу.

6.Выполняйте физические упражнения.

7.Помните, что при неприятностях, усталости, обострении проблем рекомендуется делать то, что приносит удовольствие, и тем самым компенсировать негатив.

8.Помните, что обращение к психотерапевту – это проявление силы, готовности меняться и духовно расти.

  1. Каждый способен влиять только на самого себя, и готовность человека к изменениям, самосовершенствованию определяет успех в оказании помощи. Если человек видит источник своих проблем в других людях и обращается за помощью с требованием их переделать, то он должен осознать, что это не в силах ни одного специалиста.

ПРАВИЛА САМОПОМОЩИ ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ РАССТРОЙСТВ ПСИХИКИ

  • Учитесь рационально распоряжаться своим временем.
  • Ставьте перед собой цели, соразмерные вашим силам.
  • Трезво оценивайте собственные возможности и меру своего влияния на жизненные обстоятельства.
  • Отличайте главное от второстепенного.
  • Подходите к проблеме с разных сторон, старайтесь увидеть несколько решений.
  • Воспринимайте действительность такой, какая она есть.
  • Извлекайте полезный опыт из произошедших в вашей жизни событий.

 

 

 

свернуть

Памятка для учащихся при подготовке к экзаменам

Памятка для учащихся при подготовке к экзаменам

  

        Школьники во время экзаменов подвержены стрессу. А тем более во время сдачи экзамена, который для многих из них еще в новинку. Задача педагогов и родителей - помочь ребенку избавиться от страха перед экзаменом, суметь сосредоточиться и вспомнить все то, что он так старательно учил и запоминал.

 

       Как готовиться к экзамену

1.Сначала подготовь место для занятий: убери со стола лишние вещи, удобно расположи нужные учебники, пособия, тетради, бумагу, карандаши и т. п.

2. Составь план занятий. Определи, какое время суток для тебя наиболее продуктивно для занятий, и в зависимости от этого максимально используй утренние или вечерние часы. Четко спланируй, что именно сегодня будет изучаться (не просто:"немного позанимаюсь", а какие именно разделы и темы необходимо проработать).

3.Начни с самого трудного, с того раздела, который знаешь хуже всего. Но если тебе трудно "раскачаться", можно начать с того материала, который тебе больше всего интересен и приятен, чтобы постепенно войти в рабочий ритм.

4.Чередуй занятия и отдых, например, 40 мин - занятия, затем 10 мин - перерыв.

5.Структурируй материал в виде планов, схем, причем желательно на бумаге.

6.Выполняй как можно больше тестовых заданий по изучаемому предмету. Эти тренировки ознакомят тебя с конструкциями тестов.

7.Тренируйся с секундомером в руках, засекай время выполнения тестов (на задания части А в среднем уходит по 2 мин).

8.Готовясь к экзаменам, никогда не думай о том, что не справишься с заданием, а напротив, мысленно рисуй себе картину успеха.

9.Оставь один день перед экзаменом на то, чтобы вновь повторить все планы ответов, еще раз остановиться на самых трудных вопросах.

10.Многие считают: для того, чтобы полностью подготовиться к экзамену, не хватает всего одной, последней перед ним ночи. Это неправильно. Ты уже устал, и не надо себя переутомлять. Напротив, с вечера перестань готовиться, прими душ, соверши прогулку. Выспись как можно лучше, чтобы встать отдохнувшим, с ощущением своего здоровья, силы, "боевого" настроя.

 

       Как сдать экзамен

1. Исключай! Многие задания можно быстрее решить, если не искать сразу правильный вариант ответа, а последовательно исключать те, которые явно не подходят. Метод исключения позволяет в итоге сконцентрировать внимание всего на одном - двух вариантах, а не на всех пяти - семи (что гораздо труднее).

2.Запланируй два круга! Рассчитай время так, чтобы за две трети всего отведенного времени пройтись по всем легким заданиям ("первый круг"). Тогда ты успеешь набрать максимум очков на этих заданиях, а потом спокойно вернуться и подумать над трудными, которые тебе в начале пришлось пропустить ("второй круг").

3.Проверь! Оставь время для проверки своей работы, хотя бы для того, чтобы успеть пробежать ее глазами и заметить явные ошибки.

4.При необходимости используй интуицию! Если ты не уверен в выборе ответа, но интуитивно можешь предпочесть какой-то ответ другим, то интуиции следует доверять! При этом выбирай такой вариант, который, на твой взгляд, имеет большую вероятность.

5.Не огорчайся! Стремись выполнить все задания, но помни, что на практике это нереально. Учитывай, что тестовые задания рассчитаны на максимальный уровень трудности, и количество решенных тобой заданий вполне может оказаться достаточным для хорошей отметки.

 

свернуть

Рекомендации психолога: как эффективно подготовиться к экзаменам и ЦТ

Рекомендации психолога:

как эффективно подготовиться к экзаменам и ЦТ

 

Подготовка к сдаче экзаменов и ЦТ – напряженный и ответственный этап в жизни каждого выпускника. В этот период школьникам зачастую катастрофически не хватает времени, они устают, недосыпают... Как наиболее эффективно подготовиться к контрольным испытаниям и не навредить своему психическому и физическому здоровью? Как научиться мобилизовать себя и овладевать собственными эмоциями? Как организовать себя в период подготовки к экзаменам?

 

Организация времени в период подготовки к экзаменам и ЦТ

У каждого человека вырабатывается свой ритм жизни, и в период подготовки к экзаменам и ЦТ его коренным образом менять не стоит. Особое внимание необходимо обратить на организацию учебного и свободного времени, внести некоторые коррективы для более продуктивного его использования. С этой целью необходимо установить причины его недостатка, то есть в течение хотя бы нескольких дней проанализировать количество времени, затраченного на выполнение определенных дел [1].

Самонаблюдение – это хороший способ получения новой информации о себе, о собственной занятости, это возможность проверить свою готовность учиться организовывать время. Природа предоставила в наше распоряжение время, которое может отнять у нас всякий, кто этого захочет. Но важно не позволять ускользнуть ему и проанализировать причины его потери, а именно:

  • не умею отделять важные дела от второстепенных;
  • не применяю эффективные приемы запоминания учебного материала;
  • не знаю своих биологических ритмов, часов наиболее высокой умственной работоспособности;
  • отвлекаюсь на телефонные звонки (и надолго);
  • не умею говорить «нет»;
  • не довожу начатое дело до конца;
  • много времени трачу на мелкую и рутинную работу, а до важных дел не дохожу;
  • не всегда предварительно планирую свой день;
  • начиная новое дело, долго раскачиваюсь;
  • откладываю дела, поступки, действия до какого-нибудь срока;
  • личная неорганизованность (беспорядок на письменном столе, в комнате и др.).

Определите хотя бы три основные причины «поглотителя» своего времени и попытайтесь устранить их.

Рассмотрим одного из главных виновников потери времени – привычку оставлять дела на потом.

 

Привычка откладывать дела на потом

Промедление часто не осознается человеком, так как для многих оно вошло в привычку. Это защитный механизм в сохранении своего «я»: лучше отложить дела на потом, нежели встретиться с реальностью сейчас. Иллюзорное представление о себе заставляет переносить запланированное действие и мотивировать это так: «Я должен быть совершенным»; «Все, что я делаю, должно получаться легко и без особых усилий»; «Я никогда не должен проигрывать» и др. Кто в это верит, не может проиграть, потому что никогда по-настоящему не участвует в состязаниях. Безопаснее ничего не предпринимать, чем рискнуть и проиграть. Некоторые постоянно откладывают свои дела на неопределенный срок. Можно задать себе несколько вопросов: что изменится вокруг меня, если я не так хорошо справлюсь с заданием? насколько все будет плохо? что со мной произойдет?

Школьники часто сильно преувеличивают ситуацию. На некоторые события они реагируют так, будто начинает рушиться жизнь. Ожидание катастрофы парализует. Надо понять, что это только собственные фантазии, выросшие из страхов. Следует отметать отрицательные установки, контролировать свои мысли, не позволять негативному мышлению завладеть сознанием. Положительные мысли нужно культивировать, следует приучить к ним свой мозг. Позитивное самопрограммирование уравновешивает эмоциональное состояние, освобождает психические процессы для активной внутренней работы [2]. Необходимо помнить, что когда учащийся непосредственно занимается делом, то тревога уходит, так как энергия используется на конструктивное решение задач.

Потерю времени также существенно сократит применение некоторых способов запоминания учебного материала.

 

Как лучше запомнить учебный материал

Для более эффективного запоминания учебного материала необходимо использовать разные виды памяти: зрительную, слуховую, двигательную [3]. Выясните свой ведущий тип памяти, с помощью которого вам легче усваивать информацию, и в дальнейшем постарайтесь организовать работу так, чтобы применять именно его.

Осмысленность и прочность запоминания существенно повышает логическая работа с материалом с опорой на образные связи. Необходимо вызывать соответствующие образы, представить их зрительно, ассоциировать с учебным материалом [3].

Осознанному запоминанию способствует смысловая группировка учебного материала. Для этого необходимо:

  • разделить материал на части, в каждой выделить главное; придумать к каждой заголовки, которые служат смысловой опорой запоминания;
  • установить связи между выделенными частями изучаемого материала и понять логическую последовательность их расположения;
  • прочитать материал полностью, определить его общий смысл.

При таком способе заучивания все его части запоминаются не изолированно, а в связи друг с другом. Это имеет большое значение для его осознанного понимания и воспроизведения.

Чтобы лучше усвоить информацию, применяют прием сравнения. Установление только общего в учебном материале затрудняет его припоминание [3].

 Для более быстрого запоминания учебного материала рекомендуется использовать мнемонические приемы. С этой целью необходимо как бы завязывать «узелки на память». Например, чтобы запомнить число 1357, необходимо внимательно рассмотреть цифры. Можно увидеть, что они нечетные и каждая последующая больше предыдущей на два.

Также применяют прием смыслового кодирования. Например, предлагается запомнить число 314 159. Для продуктивного запоминания необходимо заменить число фразой: «Это я знаю и помню прекрасно». Количество букв в каждом слове соответствует цифрам данного числа [4].

Важным условием эффективного запоминания и длительного сохранения учебного материала в памяти является повторение. Оно должно быть не пассивным, а активным. Также материал необходимо пересказать. Повторное чтение создает иллюзию знания, так как не происходит осмысленной переработки сведений.

Учебный материал запоминается надолго, если соблюдаются принципы рационального повторения. Суть их состоит в следующем.

  1. Необходимо повторять информацию после ее прочтения, так как материал чаще забывается на первых стадиях запоминания (примерно через час, если его только прочитать). При запоминании текстовой информации второй раз повторять ее желательно через 20 минут после первого, третий – через 6–8 часов (в день запоминания), четвертый – на следующий день, через 24 часа. Чтобы запомнить точные данные, повторять их второй раз лучше через 40–60 минут, третий – через 3–4 часа (в день запоминания), четвертый – в течение следующего дня [5].

Большое количество осмысленных повторений способствует прочному запоминанию учебного материала.

  1. Повторять нужно столько, чтобы в течение необходимого промежутка времени информация не пропадала. Очень важно в этой ситуации сделать установку на длительный срок, чтобы экзамен не прошел по схеме «сдал и забыл».
  2. Промежутки времени между повторениями необходимо по возможности удлинять. Период, когда вы вовсе не обращаетесь к заучиваемому материалу, гораздо важнее для запоминания, чем «рабочие» дни.
  3. Сложный материал следует повторять в часы наибольшей умственной работоспособности, а также перед сном, а затем утром, на свежую голову [6].

 

свернуть

Способы поддержания умственной работоспособности в период подготовки к экзаменам и ЦТ

Способы поддержания умственной работоспособности в период подготовки к экзаменам и ЦТ

При подготовке к экзаменам, ЦТ следует учитывать свои биологические ритмы. Ученые утверждают, что информация легче всего запоминается с 7 до 12 и с 14 до 17–18 часов. Но не менее важно определить время своей наивысшей умственной работоспособности, кто вы – сова или жаворонок, – и в этот период максимально себя загрузить [1]. А сделать это можно путем самонаблюдения либо воспользовавшись соответствующими тестами.

При подготовке к экзаменам для поддержания работоспособности в течение дня необходимо менять виды деятельности. При появлении первых признаков утомления следует сделать перерыв, отвлечься на что-то другое, например послушать музыку, сходить в магазин, убрать в комнате и др. Это позволит вам отдохнуть.

Для продуктивной умственной деятельности необходимо предоставить организму достаточное время для отдыха. По данным исследований, недосыпание снижает умственную работоспособность в течение дня на 30 %. Поэтому накануне экзаменов, ЦТ нужно увеличить сон приблизительно на один час по сравнению с обычной его продолжительностью. Уставший организм тратит значительно больше времени на вспоминание материала. Кроме того, достаточный отдых способствует хорошей концентрации внимания.

Также хорошо повышает работоспособность непродолжительный дневной сон (20–30 мин).

Для увеличения продуктивности можно выполнить некоторые физические упражнения. При получении умеренных нагрузок в кровь выбрасываются гормоны, положительно действующие на сердечно-сосудистую систему.

Чтобы повысить работоспособность, рекомендуется делать самомассаж головы, принимать водные процедуры, так как вода хорошо снимает усталость.

Продуктивной интеллектуальной работе способствуют и положительные эмоции. Необходимо программировать себя на позитив. Хорошую роль в этом могут сыграть правильные установки и положительное восприятие себя. Можно провести аутогенную тренировку, например: «Я – энергичная, сильная и уверенная личность. Я – смелый, уверенный в себе и своих действиях. Я многое могу и твердо знаю: если трудности встретятся мне неожиданно, им все равно не победить меня. Я крепок, как скала, о которую разбиваются трудности. Крепнут мои душевные силы, увеличиваются мои возможности!» [2].

 

Список использованных источников

  1. Дубровина, И. В. Практическая психология образования / И. В. Дубровина. – М. : Просвещение, 2002. – С. 473.
  2. Одинцова, М. А. Я – целый мир / М. А. Одинцова. – М. : Ин-т психотерапии, 2004. – С. 208.

 

 

свернуть

Советы психолога родителям

Советы психолога родителям

1.Не принимайте сгоряча никаких решений, воздержитесь от активных действий.

2.Если нельзя покинуть место, где вас застиг стресс, переключите внимание на нейтральные объекты. Например, пристально осмотрите комнату, в которой находитесь, будто впервые ее видите, и мысленно (если есть возможность - вслух) опишите находящиеся в ней предметы.

3.Смочите лоб и запястья холодной водой.

4.Выполните ранее освоенные дыхательные упражнения, в частности, глубокое дыхание с задержкой вдоха и медленным выдохом. Изучите технику дыхания по квадрату.

4.Увеличьте объем выпиваемой жидкости. Пейте чистую воду.

5.Позаботьтесь о правильном питании: включите в рацион яркие фрукты и овощи (цитрусовые, бананы, томаты), зелень, кисломолочные продукты, орехи, говядину и рыбу.

6.Выполняйте физические упражнения.

7.Помните, что при неприятностях, усталости, обострении проблем рекомендуется делать то, что приносит удовольствие, и тем самым компенсировать негатив.

8.Помните, что обращение к психотерапевту – это проявление силы, готовности меняться и духовно расти.

9. Каждый способен влиять только на самого себя, и готовность человека к изменениям, самосовершенствованию определяет успех в оказании помощи. Если человек видит источник своих проблем в других людях и обращается за помощью с требованием их переделать, то он должен осознать, что это не в силах ни одного специалиста.

ПРАВИЛА САМОПОМОЩИ ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ РАССТРОЙСТВ ПСИХИКИ

  • Учитесь рационально распоряжаться своим временем.
  • Ставьте перед собой цели, соразмерные вашим силам.
  • Трезво оценивайте собственные возможности и меру своего влияния на жизненные обстоятельства.
  • Отличайте главное от второстепенного.
  • Подходите к проблеме с разных сторон, старайтесь увидеть несколько решений.
  • Воспринимайте действительность такой, какая она есть.
  • Извлекайте полезный опыт из произошедших в вашей жизни событий.

Рекомендации для родителей выпускников перед предстоящими экзаменами

    Организация рабочего места. Организация письменного стола ребенка значительно влияет на усвоение материала. Здесь прослеживается и связь между концентрацией внимания и эффективностью подготовки к экзамену. Если во время занятий ребенок будет использовать определенный стол, стул, то со временем будет значительно легче удаваться концентрация внимания. Поэтому, необходимо, чтобы ребенок работал в определенном месте.

    Повышайте уверенность детей в себе; чем больше ребенок боится неудачи, тем больше вероятность допущения ошибок. «Ну, ты же сдашь!» Помните: главное – снизить напряжение и тревожность ребенка и обеспечить ему подходящие условия для занятий.

    Не тревожьтесь о количестве баллов, которые ребенок получит на экзамене. Внушайте ему мысль, что количество баллов не является совершенным измерением его возможностей.

    Контролируйте режим подготовки ребенка, не допускайте перегрузок. Если ребенок занимается в течение нескольких часов без перерыва, такое занятие является непродуктивным, т. к. нарастает психическое утомление, даже если ребенок ощущает, что еще может продолжать что-то изучать. Известно, что наиболее благоприятно делать перерывы каждые 30 минут 2-3 минуты, через час после занятий нужно сделать паузу в 5 минут, после 2-х часов следует делать паузу в 20-30 минут.

    Помогите детям распределить темы при подготовке по дням.

    Особое внимание следует обратить на питание ребенка: такие продукты как рыба, творог, курага, орехи стимулируют работу головного мозга. Купите комплекс витаминов.

    Показывайте ребенку, что вы проявляете интерес к материалу, который он изучает.

    Следите, чтобы ребенок не зазубривал весь материал, достаточно просмотреть ключевые моменты и уловить логику. Очень полезно делать краткие схематические выписки, таблицы (сравнительные), упорядочивая изучаемый материал. Основные формулы можно выписать и повесить над письменным столом, кроватью.

    Накануне экзамена обеспечьте ребенку полноценный отдых, он должен отдохнуть и как следует выспаться.

    Во время тренировки по тестовым заданиям приучайте ребенка распределять свое время и уметь ориентироваться в нем. Если ребенок не носит часов, обязательно дайте ему часы на экзамен.

    На период экзаменов постарайтесь обеспечить детям эмоциональный комфорт в семье. Избегайте конфликтов как с ребёнком, так и между собой.

 

 

свернуть

Советы для учащихся по подготовке к экзаменам

Самое важное в подготовке к экзаменам - это эффективная организация процесса заучивания и повторения
развернуть

Советы психолога: Экзаменационный стресс

 Как психологически подготовиться к сдаче выпускных экзаменов  и к централизованному тестированию?

Дорогие выпускники! В период подготовки и сдачи экзаменов человек затрачивает большое количество сил, энергии и здоровья. Для того, чтобы эффективно подготовиться и сдать экзамены, прежде всего, необходимо иметь прочные знания по предметам, но не менее важно уметь запоминать текст, регулировать собственную работоспособность, справляться с тревогой. Поэтому в период подготовки к экзаменам и в процессе сдачи экзаменов важно правильно себя психологически настроить.

Надеемся, что предложенные рекомендации помогут вам успешно сдать экзамены и уверенно идти дальше по дороге жизни!

Памятка для учащихся в период подготовки  к экзамену

  1. Сначала подготовь место для занятий: убери со стола лишние вещи, удобно расположи нужные учебники, пособия, тетради, бумагу, карандаши и т.п.
  2. Можно ввести в интерьер комнаты желтый и фиолетовый цвета, поскольку они повышают интеллектуальную активность. Для этого бывает достаточно какой-либо картинки в этих тонах или эстампа.
  3. Составь план занятий на каждый день. Для начала определи: кто ты – «сова» или «жаворонок», и в зависимости от этого максимально используй утренние или вечерние часы.
  4. Составь план занятий на каждый день. Для начала определи: кто ты – «сова» или «жаворонок», и в зависимости от этого максимально используй утренние или вечерние часы.

5.Начни с самого трудного, с того раздела, который знаешь хуже всего. Но если тебе трудно раскачаться, можно начать с того материала, который тебе больше всего интересен и приятен.

6.Чередуй занятия и отдых: 40 минут занятий, затем 10 минут - перерыв. 7.Структурируй материал за счет составления планов, схем, причем желательно на бумаге. Планы полезны и потому, что их легко использовать при кратком повторении материала.

8.Выполняй как можно больше различных опубликованных тестов по этому предмету. Эти тренировки ознакомят тебя с конструкциями тестовых заданий.

9.Готовясь к экзаменам, никогда не думай о том, что не справишься с заданием, а напротив, мысленно рисуй себе картину триумфа.

10.Тренируйся с секундомером в руках, засекай время выполнения тестов (на заданиях в части А в среднем уходит по 2 минуты на задание).

11.Если устали глаза, значит, устал и организм:

o Посмотри попеременно вверх-вниз (15 сек.), влево-вправо (15 сек.);

o Нарисуйте глазами своё имя, отчество, фамилию;

o Попеременно фиксирую взгляд на удалённом предмете (20 сек.), потом - на листке бумаги перед собой (20 сек)

 

Как выучить учебный материал?

1.Главным условием успешной сдачи экзамена была и остается хорошая предметная подготовка. Для этого необходимо:

2.Начинать готовиться к экзаменам заранее, по частям, сохранять спокойствие. Придерживайтесь основного правила: «Не теряй времени зря». Перед началом подготовки к экзаменам необходимо просмотреть весь материал и отложить тот, что хорошо знаком, а начинать учить незнакомый, новый.

3.Составляя план на каждый день подготовки, необходимо четко определить, что именно сегодня будет изучаться. Не вообще: «немного позанимаюсь», а какими именно разделами и темами займусь. А также необходимо определить время занятий с учетом ритмов организма.

4.Используйте время, отведенное на подготовку, как можно эффективнее. Новый и сложный материал учите в то время суток, когда хорошо думается, то есть высока работоспособность. Обычно это утренние часы после хорошего отдыха.

5.К трудно запоминаемому материалу необходимо возвращаться несколько раз, просматривать его в течение нескольких минут вечером, а затем еще раз — утром.

6.В перерывах между занятиями слушайте расслабляющую музыку, танцуйте, делайте спортивные упражнения, принимайте душ.

7.Не пытайтесь учить все наизусть. Уясните смысл вопроса, а затем, выделив наиболее яркие образы, детали, фон, попытайтесь представить мысленно или на бумаге в цветных рисунках, схемах основное содержание материала в виде рекламного ролика или плаката.

8.Заучиваемый материал лучше разбить на смысловые куски, стараясь, чтобы их количество не превышало семи. Смысловые куски материала необходимо укрупнять и обобщать, выражая главную мысль одной фразой. Текст можно сильно сократить, представив его в виде схемы типа «звезды», «дерева», «скобки» и т.п. При этом восприятие и качество запоминания значительно улучшаются за счет большей образности записи.

9.Пересказ текста своими словами приводит к лучшему его запоминанию, чем многократное чтение, поскольку это активная, организованная целью умственная работа. Вообще говоря, любая аналитическая работа с текстом приводит к его лучшему запоминанию. Это может быть перекомпоновка материала, нахождение парадоксальных формулировок для него, привлечение контрастного фона или материала и др.

10.Зафиксируйте полученный результат в памяти. Перед подготовкой ответа на экзамене постарайтесь ненадолго закрыть глаза или посмотреть в окно, на стену и мысленно воспроизведите закрепившуюся в памяти картинку. Сознание может дорисовать ее.

Условия поддержки работоспособности:

1) Чередование умственного и физического труда.

2) Предпочтение следует отдавать гимнастическим упражнениям (кувырок, свеча, стойка на голове), так как усиливается приток крови к клеткам мозга.

3) Беречь глаза: делать перерыв каждые 20-30 минут (взгляд вдаль, оторвать глаза от книги). 4) Минимум телевизионных передач!

 

Самый распространенный при подготовке среди школьников способ - оставлять все на последний день и последнюю ночь - является самым непродуктивным, поскольку в результате этого в голове остается такая "каша", что на экзамене бывает очень трудно разобраться и вспомнить нужную информацию, либо - в случае, если у вас очень хорошая память - все более-менее в порядке до экзамена, вы можете успешно вспомнить то, что читали накануне, но уже через неделю в голове не останется почти ничего. Для долговременного хранения информации в памяти необходимо повторение, а этого вами сделано не было. Читая 1 раз, вы "включаете" в работу лишь кратковременную память, и через некоторое время незакрепленная информация вытесняется другой, более нужной в настоящий момент.

Несколько способов организации процесса повторения, которые дают наибольший эффект

I способ. Ценность этого способа - в использовании перерывов при заучивании одного билета, одной темы и т.п., но не длинных. Сначала вы повторяете материал через 5 минут, затем - через 1 час, после - через день.

II способ. Организация рационального повторения:

1. Прочитать - повторить.

2. Повторить через 10-15 минут.

3. Повторить через 8-9 часов.

4. Повторить через день. 

III способ. Формула успешного повторения ОЧОГ.

О - ориентировка. Прочитайте текст с целью понять его главные мысли. Если надо, подчеркните их, выпишите, повторите в памяти.

Ч - чтение. Прочтите текст внимательно и постарайтесь выделить второстепенные детали. установите их связь с главными мыслями. Несколько раз повторите главные мысли в их связи со второстепенными.

О - обзор. Быстро просмотрите текст. Чтобы углубить понимание текста, поставьте вопросы к главным мыслям.

Г - главное. Мысленно перескажите текст, или еще лучше, перескажите его кому-нибудь или себе вслух, припоминая при этом главные мысли.

Число повторений должно быть 2-3.

свернуть

Рецепт успешного тестирования

Несколько универсальных рецептов для более успешной тактики выполнения тестирования
развернуть
  • Начни с легкого! Начни отвечать на те вопросы, в знании которых ты не сомневаешься, не останавливаясь на тех, которые могут вызвать долгие раздумья. тогда ты успокоишься, голова начнет работать более ясно и четко, и ты войдешь в рабочий ритм. Ты как бы освободишься от нервозности, и вся твоя энергия будет направлена на более трудные вопросы.
  • Сосредоточься! После выполнения предварительной части тестирования (заполнения бланков), когда ты прояснил все непонятные для себя моменты, постарайся сосредоточиться и забыть про окружающих. Для тебя должны существовать только текст заданий и часы, регламентирующие время выполнения теста. Торопись не спеша! Жесткие рамки времени не должны влиять на качество твоих ответов. Перед тем, как вписать ответ, перечитай дважды и убедись, что ты правильно понял, что от тебя требуется. 
  • Пропускай! Надо научиться пропускать трудные или непонятные задания. Помни: в тексте всегда найдутся такие вопросы, с которыми ты обязательно справишься. Просто глупо недобрать очков только потому, что ты не дошел до "своих" знаний, а застрял на тех, которые вызывают у тебя затруднения.
  • Читай задание до конца! Спешка не должна приводить к тому, что ты стараешься понять условия задания "по первым словам" и достраиваешь концовку в собственном воображении. Это верный способ совершить досадные ошибки в самых легких вопросах.
  • Думай только о текущем задании! Когда ты видишь новое задание, забудь все, что было в предыдущем. Как правило, задания в тестах не связаны друг с другом, поэтому знания, которые ты применил в одном (уже, допустим, решенном тобой), как правило, не помогают, а только мешают сконцентрироваться и правильно решить новое задание. Этот совет дает тебе и другой бесценный психологический эффект - забудь о неудаче в прошлом задании (если оно оказалось тебе не по зубам). Думай только о том, что каждое новое задание - это шанс набрать очки.
  • Исключай! Многие задания можно быстрее решить, если не искать сразу правильный вариант ответа, а последовательно исключать те, которые явно не подходят. Метод исключения позволяет в итоге сконцентрировать внимание всего на одном-двух вариантах, а не на всех пяти-семи (что гораздо труднее).
  • Запланируй два круга! Рассчитай время так, чтобы за две трети всего отведенного времени пройтись по всем легким заданиям ("первый круг").  Тогда ты успеешь набрать максимум очков на тех заданиях, а потом спокойно вернуться и подумать над трудными, которые тебе вначале пришлось пропустить ("второй круг").
  • Проверь! Оставь время для проверки своей работы, хотя бы, чтобы успеть пробежать глазами и заметить явные ошибки.
свернуть

Памятка для выпускников

Как правильно распределить время и силы при сдаче ЦТ и выпускных экзаменов?
развернуть

Накануне любого экзамена следует хорошо выспаться, позавтракать, взять всё необходимое и следовать к месту проведения экзамена. А на экзамене следует придерживаться поведения, рекомендуемого в следующей памятке для выпускника:

1. Быть предельно внимательным. С самого начала тестирования прослушать и запомнить всю информацию о правилах заполнения бланковой документации. От этой информации вплотную зависит качество и количество ответов, засчитанных правильными.

2. Соблюдать все правила поведения. При желании задать вопрос, следует просто поднять руку. Следует иметь в виду, что задавать вопросы можно только по правилам заполнения бланковой документации или при наличии возможных трудностей с тест-пакетом (в нем возможны опечатки, встречаются случаи пропуска букв и даже полного отсутствия текста).

3. Полное сосредоточение. Бланк регистрации заполнен, все организационные вопросы разрешены и непонятные моменты прояснены. Немедленно забыть об окружающих, перед глазами положить часы, для контроля времени и полностью сосредоточиться на уяснении и выполнении тестового задания. В данной ситуации как никогда уместно "крылатое" выражение: "Торопись не спеша!".

4. Тестовое задания следует начинать с ответов на лёгкие вопросы. Смысл в том, что как только выпускник начинает отвечать на вопросы, не сомневаясь в правильности своих ответов, так как точно знает, что он отвечает правильно, он успокаивается и входит в рабочий ритм. Пропадает нервозность, мозг начинает работать более ясно и чётко в нужном направлении, вс его энергия направляется на постепенное, но более точное и полное выполнение всех тестовых заданий.

5. Не следует пугаться жёстких временных рамок. Качество ответов не должно "страдать" от кажущейся нехватки времени. Перед тем ка заполнить графу ответа следует дважды прочесть вопрос и для себя убедиться, что он правильно и однозначно понят, на него есть такой же правильный ответ, после этого дать этот ответ.

6. Трудные и непонятные задания следует пропустить. После того как будут найдены ответы на все правильно понятые задания, можно вернуться к ранее непонятным или трудным и поискать верные ответы на них. Если сразу пытаться выполнить всё, то можно "застрять" на непонятных заданиях и не дойти из-за недостатка времени до тех, на которые есть полные и ясные, а, главное, правильные ответы.

7.  Любое, даже самое понятное задание, следует читать до конца. Иначе можно не понять сути заданного вопроса и совершить непоправимые ошибки при выполнении даже самых простейших заданий.

8. Всегда думать только о точном выполнении текущего задания. Взявшись за выполнение нового задания, немедленно переключится только на него, о старом забыть, о будущем не вспоминать до полного выполнения текущего. Дело в том, что тестовые задания, как правило, смысловой связи друг с другом не имеют. И тем более не имеет смысла думать о неправильно выполненном предыдущем задании. если такое событие имело место быть.

9. Применить метод исключения. С первых секунд можно сразу же исключить те варианты ответов, которые явно не подходят под правильный ответ. Тогда быстрее и проще можно найти верное решение среди оставшихся двух, трёх вариантов, вместо пяти, семи.

10. Правило второго круга. Желательно весь отведенный для экзамена бюджет времени поделить на три части. Первые две трети времени потратить на выполнение всех простых и понятных заданий и набрать на них минимум требуемых баллов. В оставшуюся треть времени пройти все нерешённые трудные задания по второму кругу, к этому времени многие из них станут более понятными и вполне выполнимыми. Затем "пробежать" глазами все свои ответы, вдруг удастся заметить явные ошибки в своих ответах и успеть их исправить.

11. Включить интуицию. Иногда при выборе ответа может возникнуть ситуация, при которой ответ на задание интуитивно понятен. На втором круге можно попробовать довериться интуиции. Иногда можно попытаться ответить интуитивно, чем совсем не выполнить задание.

12. Не впадать в печаль и депрессию, если часть заданий выполнить не удалось. Вполне возможно, что необходимое количество баллов уже набрано и вряд ли это огорчение поможет качественно подготовиться к следующему экзамену. Более уместными будут следующие действия: всё забыть, отдохнуть, хорошо выспаться и начать подготовку к следующему экзамену. 

свернуть