Единый день информирования

15.11.2023

16 ноября 2023 года

Отдел идеологической работы, культуры и по делам молодежи

Узденского районного исполнительного комитета:

223411 г. Узда, ул. Советская 22, тел.: (801718) 54689, 65326, т/ф 65545                                                                                                           

Адрес интернет-сайта Узденского райисполкома:                http://uzda.gov.by/ru

 

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ – КЛЮЧЕВОЕ УСЛОВИЕ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ БЕЛОРУССКОГО ГОСУДАРСТВА

(на основе информации Национального банка Республики Беларусь, Министерства антимонопольного регулирования и торговли, Министерства иностранных дел, Министерства промышленности, Министерства сельского хозяйства и продовольствия, Министерства экономики, Министерства энергетики Республики Беларусь, Национальной академии наук Беларуси, материалов агентства «БелТА» и газеты «СБ. Беларусь сегодня»)

 

Выступая с ежегодным Посланием белорусскому народу и Национальному собранию 31 марта 2023 г. Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко подчеркнул: «Вот уже три десятилетия фундаментом нашей государственной политики является социально ориентированная экономика. Эта политика успешна. Народ ее поддерживает. По всем показателям, характеризующим социальное равенство, Беларусь относится к наиболее благополучным странам… Поэтому именно экономика, которая обеспечивает социальную защищенность граждан, является главной мишенью Запада».

Несмотря на беспрецедентное санкционное давление, белорусская экономика демонстрирует рост: увеличилось промышленное производство, снизилась инфляция, выросли денежные доходы населения.

Это стало возможным, в том числе благодаря стратегическому партнерству Беларуси и России. «Единство двух государств это прежде всего экономика», – констатировал Глава государства А.Г.Лукашенко 10 октября 2023 г. на встрече с губернатором Новосибирской области А.А.Травниковым.

  1. Общие сведения

В проекте новой Концепции национальной безопасности Республики Беларусь (далее – Концепция) указано, чтоэкономическая безопасность – состояние защищенности отраслей и сфер экономики от воздействия угроз, препятствующих устойчивому социально-экономическому развитию Республики Беларусь.

Основные национальные интересы в экономической сфере:

экономический рост и повышение конкурентоспособности белорусской экономики на основе ее структурной перестройки, совершенствования системы управления, устойчивого инновационного развития, активного инвестирования в человеческий капитал и высокие технологии, снижения издержек и развития высокотехнологичных, экспортно-ориентированных и импортозамещающих производств;

обеспечение ценовой и финансовой стабильности;

достижение уровня энергетической безопасности, обеспечивающего приемлемый уровень диверсификации топливно-энергетического баланса страны по видам и поставщикам потребляемых топливно-энергетических ресурсов, экономически и экологически оправданное использование потенциала местных энергоресурсов, снижение энергоемкости ВВП;

обеспечение продовольственной безопасности;

внедрение перспективных технологий в экономику страны, в том числе за счет прямых иностранных инвестиций, доступность зарубежных кредитных ресурсов;

поддержание товарной и страновой диверсификации экспорта товаров и услуг, сбалансированность внешней торговли, обеспечение внешнеэкономической безопасности и др.

Внутренние и внешние источники угроз национальной безопасности в экономической сфере перечислены в проекте новой Концепции.

  1. Экономический рост и повышение конкурентоспособности белорусской экономики

Несмотря на введенные Западом санкции, по темпам роста валового внутреннего продукта (выше среднемировых) нашей республике удалось не только превысить прогнозный показатель на январь–сентябрь 2023 г. (103,1%), но и опередить ряд стран.

В нашей стране драйверами роста ВВП являются промышленность, строительствоиторговля.

По темпам роста промышленного производства (107,9%) Беларусь сохраняет за собой позиции лидера среди стран ЕАЭС.

Высокий спрос на отечественную продукцию (в первую очередь на внешних рынках) позволил нарастить объемы производства на отдельные позиции в несколько раз. «Мы страна автомобилистов. Мы создаем такие машины, что любая страна может позавидовать: и малотоннажные, и среднетоннажные, и крупнотоннажные – БЕЛАЗ. МАЗ – среднего класса автомобиль по грузоподъемности», – заявил А.Г.Лукашенко на встрече с молодежным активом 24 октября 2023 г.

Чистая прибыль в организациях промышленности за 7 месяцев 2023 г. превысила 5 млрд рублей.

Динамично развивается строительная отрасль. За 8 месяцев т.г. обеспечен рост валовой добавленной стоимости на 8,7%. Объем подрядных работ увеличился на 12,1%.

Положительные тенденции отмечаются на внутреннем потребительском рынке. Розничный товарооборот за январь–сентябрь 2023 г. вырос на 6,7%.

Положительные тенденции развития национальной экономики обеспечены, в том числе за счет внедрения высоких технологий.

Примеры внедрения перспективных технологий и развития высокотехнологичных, экспортно-ориентированных и импорто-замещающих производств.

Одна из предпосылок экономического роста – использование потенциала местных ресурсов.

Например, наряду с первичной переработкой льна-долгунца и выработкой льноволокна, 11 льнозаводов республики осуществляют углубленную переработку льна.

Отходы от переработки льна используются ООО «МедЛен» и ООО «Медватфарм» при производстве изделий санитарно-гигиенического назначения.

В стране созданы условия для сбалансированного развития белорусских регионов. Как следствие – тенденция экономического роста в областях в условиях санкционного давления.

Рост доходов населения обеспечивается в увязке с сокращением дифференциации регионов по уровню заработной платы.

Одновременно наблюдается улучшение деловой среды и бизнес-климата.

Количественный рост коммерческих организаций способствует положительной динамике качественных показателей. Так, объем экспорта товаров малого и среднего предпринимательства (далее – МСП) за восемь месяцев 2023 г. по сравнению с аналогичным периодом 2022 года составил 124,6% против 108,4% у крупных организаций. При этом поступления в бюджет от субъектов МСП за указанный период увеличились на 11,1%.

  1. Поддержание ценовой и финансовой стабильности

Ценовая стабильность означает устойчиво низкие темпы роста потребительских цен в стране.

Низкий уровень инфляции обеспечивает защиту доходов и сбережений граждан, делает для компаний и населения экономические условия более предсказуемыми и тем самым способствует развитию инвестиционной деятельности и устойчивому экономическому росту.

Высокий уровень инфляции оказывает негативное влияние на покупательную способность денег, снижая реальную ценность денежных доходов и сбережений населения и организаций. При этом высокий уровень инфляции также подавляет стимулы предприятий к планированию и реализации долгосрочных инвестиционных проектов, снижает способность экономики реализовать свой производственный потенциал.

В то же время снижение цен(дефляция) не менее опасно для национальной экономики. Когда цены на товары начинают падать, потребители постепенно откладывают покупки на более длительный срок в ожидании их дальнейшего удешевления. Соответственно, сокращаются объемы продаж и прибыль предприятий, отсутствуют возможности для повышения зарплат, стимулы для расширения производства и внедрения инновационных технологий, растет безработица. Все это препятствует экономическому росту и несет в себе не меньшие издержки, чем высокая инфляция.

Таким образом, именно предсказуемая инфляция на низком уровне позволяет обеспечить у производителей наличие стимулов развиваться, а у потребителей выстраивать модель сбережений и потребления, содействующую росту благосостояния.

Благодаря согласованным действиям Национального банка и Правительства, инфляция в Республике Беларусь в 2017–2019 годы снизилась до 46%.

Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2021–2025 годы в качестве ориентира ценовой стабильности определен прирост потребительских цен не более5%.

В Беларуси в сентябре 2023 г. был зафиксирован исторический минимум годовой инфляции на уровне2,0% (при прогнозном – 7,0–8,0% на конец года), что ниже, чем у ряда европейских государств.

Необходимыми условиями обеспечения низкого уровня инфляции в стране выступают обеспечение финансовой стабильности и минимизация последствий внешнего давления. В Республике Беларусь сохранена устойчивая работа страхового сектора, сегмента лизинговых организаций и иных финансовых посредников. Обеспечена непрерывность функционирования всех платежных систем. Усовершенствованная платежная инфраструктура позволила поддержать международные расчеты субъектов хозяйствования и физических лиц.

  1. Обеспечение энергетической безопасности

За последние 10 лет в нашей стране введено в эксплуатацию 2,1 тыс. МВт новых генерирующих мощностей, 23,5 тыс. км линий электропередачи, 3,4 тыс. МВА трансформаторных мощностей, что позволило существенно укрепить резервы объединенной энергосистемы.Введен в строй первый блок Белорусской атомной электростанции (далее – БелАЭС), запущены энергоисточники на местных видах топлива (торфяное и древесное топливо, биогаз, возобновляемая энергия воздушных и водных потоков и др.), созданы современные ветропарки и солнечные электростанции, широкое развитие получили технологии энергосбережения. За счет реализации этих и других направлений энергоемкость ВВП страны снизилась в 1,2 раза.

Беларусь полностью отказалась от импорта электроэнергии.

Глава государства А.Г.Лукашенко поставил задачу по итогам 2025 года достигнуть доли природного газа в производстве тепловой и электрической энергии не более 65%.

Принимаются меры по увеличению объемов реализации торфяного топлива промышленным предприятиям страны, которое является наиболее доступным и конкурентоспособным.

Объектами белорусской энергосистемы, использующими энергию ветра и воды, в 2022 году выработано 361 млн кВт ч, что выше уровня 2015 года на 269 млн кВт ч (рост к 2015 году составил 392%).

По данным Евростата, во II квартале 2023 г. цена импортируемого газа из России в Европу в 4,2 раза превысила стоимость российского газа, импортируемого Беларусью.

По прогнозам аналитиков, в 2024 году средняя цена российского газа для Европы составит 481,7 долл. США за 1 тыс. куб. м.

  1. Обеспечение продовольственной безопасности

Согласно докладу Продовольственной и сельскохозяйственной организации Объединенных Наций, в 2022 году с проблемой голода столкнулись около 735 млн чел.

Основной причиной нехватки продовольствия во многих государствах являются военные конфликты, которые делают невозможным ведение и развитие сельского хозяйства – в таких условиях находятся приблизительно 119 млн чел.

Отрицательно сказывается на проблеме экономическая нестабильность, а также влияние экстремальных погодных условий в Африке, Индии,Китае, Южной Америке, США.

На состояние глобальной продовольственной безопасности оказывают негативное влияние торговые барьеры.

В нашей стране на территории сельской местности проживает 22% населения страны, а в сельском хозяйстве трудится более 7% от занятых в реальном секторе экономики.

В Беларуси достигнут высокий удельный уровень производства основных продуктов. Он существенно превышает показатели других государств ЕАЭС. Так, картофеля в Беларуси производится 417 кг в расчете на одного человека в год, мяса – 134, молока – 850 кг, яиц – 374 штук.

Уровень самообеспечения по основным видам сельскохозяйственной продукциив нашей стране ежегодно превышает 100%. В том числе, по мясу – 133%, молоку – 267%, яйцам – 126%. Этого достаточно для устойчивого удовлетворения потребности внутреннего рынка в продовольствии и сырье, а также реализации на экспорт.

Вклад отрасли в ВВП страны увеличивается и достиг 7,7%. Доля инвестиций в основной капитал сельского, лесного и рыбного хозяйства в общем их объеме возросла до 15,9%.

Результаты мониторинга показывают, что продовольственная безопасность Республики Беларусь полностью обеспечена по качественным и количественным критериям.

  1. Внешнеэкономическая деятельность Республики Беларусь

Наша страна осуществляет многовекторную внешнеэкономическуюполитику и активно участвует в международных интеграционных процессах.

В январе–августе 2023 г. внешнеторговый оборот Республики Беларусь составил 54,1 млрд долл. США(рост на 14,8% к аналогичному периоду 2022 года), экспорт – 25,9 млрд долл. США(рост на 8,4%), импорт – 28,2 млрд долл. США(рост на 21,4%).

Республика Беларусь экспортирует товары в 150 стран мира.

Главным вектором интеграции рассматривается углубление двусторонней интеграции с Российской Федерацией в рамках Союзного государства с соблюдением национальных интересов.

Уход западных поставщиков и производителей позволил существенно увеличить наше присутствие на российском рынке – удельный вес белорусского экспорта в импорте России вырос до 8,9% (январь–июль 2023 г.). Увеличилась доля белорусских товаров в российском импорте машин, оборудования и транспортных средств, продукции химической промышленности, изделий из древесины и черных металлов.

Торговые потоки с рынков стран Запада и Украины полностью переориентированы на рынки дружественных стран. При этом выпадающие объемы экспорта удалось не только восстановить, но и нарастить. В январе–августе 2023 г. стоимостные объемы поставок  на рынки дружественных стран возросли в 1,3 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Доля дружественных стран в экспорте увеличилась на 16%.

Беларусь продолжает диверсифицировать внешний географический контур, наращивая свое присутствие на рынках стран «дальней дуги».

В структуре экспортной корзины стало меньше сырья и материалов, больше инвестиционных товаров. Экспорт грузовых автомобилей в текущем году вырос почти на 14%, прицепов и полуприцепов – в 2,7 раза, автобусов – в 1,2 раза, телевизоров и мониторов – в 3,4 раза.

В 2022 году республика достигла рекордного показателя по объему поставок продовольствия на внешний рынок – 8,3 млрд долл. США, что на 24% больше, чем 2021 году.

Двузначными темпами растет экспорт строительных услуг (120% за 8 месяцев 2023 г.), главным образом, в Россию. Белорусские строители принимают активное участие в строительстве на территории России школ и дошкольных учреждений образования, а также участвуют в реконструкции спортивных объектов.

Экспорт услуг здравоохранения за указанный период вырос в Россию в 1,3 раза, Латвию – в 1,9 раза, Литву –в 1,9 раза, Сербию – в 3,9 раза, Боснию и Герцеговину – в 2,2 раза.

Растет спрос на белорусское образование среди студентов из Китая, Узбекистана, Шри-Ланки, России, Индии, Ливана, Нигерии – как следствие, экспорт услуг образования за 8 месяцев увеличился на 9,9%.

*****

В условиях беспрецедентного внешнего давления белорусское государство уверенно сохраняет социально-ориентированный курс развития национальной экономики.

Указом Президента Республики Беларусь от 2 октября 2023 г. № 307 определены важнейшие параметры прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь на 2024 год:

валовой внутренний продукт – прирост на 3,8%;

реальные располагаемые денежные доходы населения, в процентах к 2023 году – рост на 3,5%;

инвестиции в основной капитал, в процентах к 2023 году (в сопоставимых ценах) – рост на 3,9%

экспорт товаров и услуг, в процентах к 2023 году – увеличение на 7,6%.

Белорусский лидер А.Г.Лукашенко на состоявшейся 19 октября 2023 г. встрече с главой Республики Мордовия А.А.Здуновым заявил: «Наши баталии сегодня продолжаются в полях, на заводах, в культурной, информационной сферах, в школах и университетах – за нашу правду, наши перспективы развития, наше право быть суверенными и независимыми. Все это будет, если будем иметь сильную экономику. Это база всего».

 

О мерах противодействия экстремизму и терроризму в Минской области.  Соблюдение законодательства о массовых мероприятиях в Республике Беларусь.

В основу государственной политики и идеологии Республики Беларусь заложен ряд постулатов и направлений, определяющих функционирование государства в целом, в т.ч. направленных на противодействие экстремизму и терроризму, недопустимость реабилитации нацизма.

Законом «О противодействии экстремизму» определены основные термины, в частности, раскрыты понятия экстремизма, экстремистских материалов, организаций и формирований, символики и атрибутики, финансирования экстремистской деятельности. Также определены меры противодействия экстремизму.

Экстремизм (экстремистская деятельность) – деятельность граждан Республики Беларусь, иностранных граждан или лиц без гражданства либо политических партий, профессиональных союзов, других общественных объединений, религиозных и иных организаций, в том числе иностранных или международных организаций или их представительств, формирований и индивидуальных предпринимателей по планированию, организации, подготовке и совершению посягательств на независимость, территориальную целостность, суверенитет, основы конституционного строя, общественную безопасность.

Во исполнение требований вышеназванных нормативно-правовых актов органами прокуратуры объявляются официальные предупреждения, выносятся предписания, инициируются вопросы о приостановлении деятельности организаций, чья деятельность противоречит нормам законодательства, опризнании их экстремистскими, о запрете их деятельности и ликвидации.

КоАП Республики Беларусь (ст. 19.11) предусматривает наступление ответственности за распространение, изготовление, хранение, перевозку информационной продукции, содержащей призывы к экстремистской деятельности или пропагандирующей такую деятельность. 

Республиканский список экстремистских материалов размещен на сайте Министерства информации Республики Беларусь (http://mininform.gov.by/).

Деанонимизировать правоохранители на сегодняшний день могут практически любого, современные компьютерные программы позволяют это сделать, контролируются и проверяются, в том числе, и различные домовые чаты.

Ст. 19.10 КоАП Республики Беларусь предусматривает административную ответственность за пропаганду или публичное демонстрирование, изготовление, распространение нацистской символики или атрибутики. Как правило, это выражается в публичной демонстрации в сети Интернет нацистской символики или атрибутики, либо нанесении татуировок с нацистской свастикой на открытые участки тела с той же целью (публичная демонстрация окружающим).

Уголовным кодексом предусмотрен ряд ограничений связанных с преступными действиями и намерениями при проведении массовых мероприятий.

Одним из наиболее часто совершаемых видов данного преступления является надругательство над Государственным флагом, которое выражается в его срыве с места установки с последующими оскорбительными действиями (срыв флага и последующее кидание его на землю уже образует состав преступления), либо размещении в сети Интернет изображения Государственного флага с оскорбительными комментариями и публикациями.

Статья 342. УК предусматривает ответственность за организацию и подготовку действий, грубо нарушающих общественный порядок, либо активное участие в них.

Продолжая тему уголовной ответственности, стоит вернуться к Закону о противодействии экстремизму, в который 14.05.2021 внесены некоторые поправки, в части введения уголовной ответственность за экстремизм и участие в боевых действиях на территории других стран.

Значительно расширен перечень видов экстремистской деятельности. В дополнение к ранее установленным к экстремистской деятельности, в частности, отнесены:

  • распространение заведомо ложных сведений о политическом, экономическом, социальном, военном или международном положении Беларуси, правовом положении ее граждан, сведений, дискредитирующих Беларусь. Предоставление заведомо ложных сведений является уголовным преступление и влечет наказание арестом, или ограничением свободы на срок до четырех лет, или лишением свободы на тот же срок со штрафом или без штрафа (ст. 369-1 УК);
  • оскорбление представителя власти в связи с выполнением им служебных обязанностей, дискредитация органов государственной власти. Публичное оскорбление представителя власти в связи с выполнением им служебных обязанностей влечет уголовную ответственность и наказание штрафом, или арестом, или ограничением свободы на срок до трех лет со штрафом, или лишением свободы на тот же срок со штрафом (ст. 369 УК);
  • финансирование деятельности экстремистского формирования – предоставление или сбор денежных средств, ценных бумаг либо иного имущества - последует арест, или ограничение свободы на срок до пяти лет, или лишением свободы на срок от трех до пяти лег и лишением свободы на срок от пяти до восьми лет со штрафом (ст. 361-2 УК);
  • публичные призывы к организации или проведению незаконного собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации или пикетирования либо вовлечение лиц в участие в таких массовых мероприятиях, влечет наказание арестом, или ограничением свободы на срок до пяти лет, или лишением свободы на тот же срок (ст. 369-3 УК);
  • за создание экстремистского формирования либо руководство таким формированием предусмотрено наказание в виде ограничения свободы на срок до пяти лет или лишения свободы на срок от трех до семи лет, те же деяния, совершенные повторно либо должностным лицом с использованием служебных полномочий, будут наказываться ограничением свободы на срок от трех до пяти лет или лишением свободы на срок от шести до десяти лет (ст. 361-1 УК);
  • дополнены также статьи 361-4 и 361-5, которых у нас раньше не было. В них сформулированы наказания за содействие экстремистской деятельности и подготовку других людей к ней. Предусмотрено наказание до 7 лет лишения свободы;

Также, предусмотрена уголовная ответственность за незаконный сбор либо распространение информации о частной жизни или персональных данных граждан, а также повышенная ответственность за такие действия в отношении лица или его близких в связи с осуществлением служебной деятельности или выполнением общественного долга.

Самостоятельным преступлением является вербовка и вовлечение лица в экстремистскую деятельность, обучение, а равно иное содействие экстремистской деятельности.

Следует отметить, что совершение злоумышленниками преступлений экстремисткой направленности посредством сети Интернет из-за рубежа, не освобождает от уголовной ответственности.

Терроризм – социально-политическое криминальное явление, представляющее собой идеологию и практику применения насилия или угрозы насилием в целях оказания воздействия на принятие решений органами власти, воспрепятствования политической или иной общественной деятельности, провокации международных осложнений или войны, устрашения населения, дестабилизации общественного порядка.

Правовую основу борьбы с терроризмом составляют Конституция Республики Беларусь, Уголовный кодекс Республики Беларусь, другие акты законодательства, международные договоры Республики Беларусь.

При этом борьба с терроризмом представляет собой деятельность по предупреждению, выявлению, пресечению и минимизации последствий террористической деятельности.

Противодействие идеологии терроризма включает комплекс организационных, социально-политических, информационно-пропагандистских мер по предупреждению распространения в обществе убеждений, идей, настроений, мотивов, установок, направленных на коренное изменение существующих социальных и политических институтов государства.

В качестве потенциальных объектов террористических устремлений могут рассматриваться любые физические и юридические лица, места массового пребывания людей, объекты недвижимости, критической инфраструктуры, транспорта, жизнеобеспечения, коммуникационные и информационные сети.

Под защищенностью потенциальных объектов террористических устремлений следует понимать комплексное использование сил физической защиты, инженерно-технических средств и режимных мер, направленных на обеспечение их безопасного функционирования.

Профилактика терроризма предполагает решение следующих задач:

- разработка рекомендаций и осуществление мероприятий по устранению причин и условий, способствующих возникновению и распространению терроризма;

- выявление и прогнозирование террористических угроз, информирование о них органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также общественности для принятия мер по их нейтрализации;

- оказание сдерживающего и позитивного воздействия на поведение отдельных лиц (групп лиц), склонных к экстремистским действиям;

- разработка перечня антитеррористических мероприятий для организации и проведения их с обязательным определением источников их финансирования;

- разработка и введение типовых требований по защите от угроз террористических актов критически важных и потенциально опасных объектов, мест массового пребывания людей;

- определение прав, обязанностей и ответственности руководителей органов исполнительной власти и хозяйствующих субъектов при организации мероприятий по антитеррористической защищенности подведомственных им объектов;

- совершенствование правовой регламентации возмещения ущерба лицам, участвующим в пресечении террористического акта и проведении контртеррористической операции и (или) пострадавшим в результате их осуществления;

- совершенствование взаимодействия республиканских органов исполнительной власти в целях выработки единой стратегии и тактики в рамках осуществления международного сотрудничества в сфере противодействия терроризму.

Организация деятельности по профилактике терроризма требует обеспечения скоординированной работы органов государственной власти с общественными организациями и объединениями, религиозными структурами, другими институтами гражданского общества и отдельными гражданами. Реализация указанных задач должна осуществляться в рамках создания эффективной системы мер по противодействию терроризму.

К основным мерам по предупреждению рассматриваемых негативных явлений относятся:

политические – поддержание стабильной общественно-политической обстановки, разрешение социальных противоречий и конфликтов, эскалация которых может привести к росту экстремистских настроений и использованию различных форм насилия, формирование системы противодействия идеологии терроризма, осуществление международного сотрудничества в области борьбы с терроризмом;

социально-экономические – оздоровление экономики страны, устранение социальных и экономических условий, способствующих распространению идеологии насилия, недопущение маргинализации общества или отдельных социальных групп, роста безработицы, существенного социального и имущественного расслоения, обеспечение эффективной социальной защиты населения и повышение качества жизни;

правовые (правоприменительные) – принятие предусмотренных законодательством мер противодействия экстремизму для предупреждения участия организаций и граждан в террористической деятельности, совершенствование мер уголовной ответственности за преступления, направленные на достижение целей терроризма, общая профилактика правонарушений, способствующих террористической деятельности, индивидуальная профилактика лиц, склонных к совершению экстремистских действий, техническое нормирование и стандартизация в области обеспечения безопасности мест массового пребывания людей, критически важных объектов, регулирование порядка использования информационно-коммуникационных систем;

информационно-пропагандистские – разъяснение сущности и общественной опасности экстремизма/терроризма, воспитание патриотизма, информирование населения о предусмотренных законодательством механизмах реализации гражданских, политических, экономических, социальных и иных прав, законных интересов граждан, формирование стойкого неприятия обществом идеологии насилия, снижение уровня радикализации молодежи, информационно-профилактическое воздействие на сознание террористов и иных лиц, причастных к организации и осуществлению террористической деятельности;

культурно-просветительские – культивирование, в том числе в процессе образования и воспитания граждан, социально значимых ценностей, прежде всего ценности человеческой жизни, формирование демократической политической и правовой культуры, развитие в обществе толерантности и создание условий для диалога по политическим, экономическим, социальным, конфессиональным, культурным и иным проблемам, обучение населения правилам поведения при повышении уровня террористической угрозы, в случаях совершения актов терроризма, воспитание бдительности, морально-психологической устойчивости, сплоченности и дисциплинированности;

организационно-технические – внедрение и использование программно-технических средств выявления и пресечения распространения экстремистских материалов, реализация мер по физической защите ядерных материалов и ядерных установок для предотвращения несанкционированного доступа к ним, разработка и реализация целевых программ и мероприятий по выполнению соответствующих технических требований.

Субъектами, непосредственно осуществляющими борьбу с терроризмом в пределах своей компетенции, являются органы государственной безопасности, органы внутренних дел, Служба безопасности Президента Республики Беларусь, Вооруженные Силы Республики Беларусь, органы пограничной службы, внутренние войска Министерства внутренних дел.

Субъектами, участвующими в предупреждении, выявлении и пресечении террористической деятельности в пределах своей компетенции, являются государственные органы и иные государственные организации.

На государственные органы, иные организации и граждан возлагается обязанность оказывать содействие субъектам борьбы с терроризмом, выполнять их требования и соблюдать правовой режим в зоне проведения контртеррористической операции. Сообщение гражданами государственным органам о ставших известными им сведениях о террористической деятельности является долгом каждого и поощряется государством.

В силу ст. 22 Закона «О борьбе с терроризмом» лица, принимавшие участие в террористической деятельности, несут ответственность, предусмотренную законодательными актами.

На основании решения Верховного Суда Республики Беларусь организация признается террористической и ее деятельность на территории Республики Беларусь запрещается, а такая организация, зарегистрированная на территории Республики Беларусь, ликвидируется, деятельность представительства такой иностранной или международной организации, расположенного на территории Республики Беларусь, прекращается.

Если должностное лицо организации финансирует террористическую деятельность с использованием своих служебных полномочий за счет средств этой организации, то такая организация признается террористической и ее деятельность на территории Республики Беларусь запрещается, а такая организация, зарегистрированная на территории Республики Беларусь, ликвидируется, деятельность представительства такой иностранной или международной организации, расположенного на территории Республики Беларусь, прекращается.

КоАП Республики Беларусь (статья 19.13) предусматривает ответственность за финансирование террористической деятельности.

Уголовная ответственность предусмотрена за пропаганду терроризма (ст. 289-1 УК), угрозу совершением акта терроризма (ст. 290 УК), финансирование террористической деятельности (ст. 290-1 УК), содействие террористической деятельности (ст. 290-2 УК), прохождение обучения или иной подготовки для участия в террористической деятельности (ст. 290-3 УК), создание организации для осуществления террористической деятельности либо участие в ней (ст. 290-4 УК), организация деятельности террористической организации и участие в деятельности такой организации (ст. 290-5 УК).

Массовым мероприятие – форма общественной активности и (или) досуга населения, представляющую собой совокупность действий, осуществляемых в целяхиндивидуальной и (или) коллективной реализации прав, свобод и законных интересов, а также удовлетворения своих экономических, политических, культурных, религиозных и других потребностей.

Классифицировать массовые мероприятия можно по следующим условным основаниям:

  1. По содержанию (видам):
  • общественно-политические (демонстрации, митинги, уличные шествия, собрания, пикетирования, съезды, выборы);
  • культурно-зрелищные (фестивали, концерты, народные гуляния);
  • спортивные (олимпиады, чемпионаты, соревнования, матчи);
  • религиозные (богослужения, религиозные обряды и ритуалы);
  1. По статусу (значимости):
  • международные;
  • республиканские;
  • местные.
  1. По месту проведения:
  • в зданиях, сооружениях;
  • на открытой местности.
  1. По периодичности проведения:
  • разовые;
  • повседневные;
  • периодические.
  1. По способу возникновения:
  • организованные;
  • спонтанные (стихийные).
  1. По форме правового регулирования:
  • разрешенные (согласованные);
  • несанкционированные.
  1. По возможности участия:

               общедоступные;

  • организованные для определенной социальной группы.
  1. По характеру действий:
  • статичные (стационарные, в одном месте);
  • динамичные (с перемещением из одного места проведения в другое, использованием транспортных средств);
  • смешанные (разнообразные по своим видам мероприятия с множеством мест одновременного или последовательного проведения).

коллективов, предусматриваются меры ответственности за их нарушение.

Необходимо учитывать, что проведение различных мероприятий может регулироваться как отдельным законодательным актом, так и одновременно несколькими законами.

Лица, нарушившие установленный порядок организации и (или) проведения массовых мероприятий, несут ответственность в соответствии с законодательными актами.

Нарушение порядка организации или проведения массовых мероприятий влечет административную ответственность, предусмотренную ст. 24.23 КоАП, а в случаях, предусмотренных ст.ст. 3422 и 3693 УК – уголовную.

Административная ответственность также наступает за сбор, получение, использование денежных средств, иного имущества,  в том числе имущественных прав, а также исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, а равно выполнение работ, оказание услуг для целей возмещения расходов, обусловленных привлечением лица к ответственности за нарушение порядка организации или проведения массовых мероприятий.

Уголовная ответственностьнаступает за неоднократное нарушение порядка организации или проведения массовых мероприятий,  если лицо дважды в течение одного года подвергалось административному взысканию по статье 24.23 КоАП, и в течение года после наложения второго взыскания за такие деяния вновь нарушило порядок организации или проведения массовых мероприятий.

 

О мерах по борьбе с коррупцией в Минскойобласти

Борьба с коррупцией является важнейшим приоритетом политики нашего государства. Концепция национальной безопасности признает коррупцию угрозой и нацеливает все субъекты власти и гражданского общества на эффективное противодействие этому явлению.

Как сказал Президент Республики Беларусь, взяточничество способно подорвать основу любого государства. Борьба с коррупцией на всех уровнях ведется решительно и бескомпромиссно.

В настоящее время в Беларуси сформирована сбалансированная система борьбы с коррупцией, которая основана на национальной модели развития государства и соответствует базовым международным антикоррупционным стандартам.

Особенностью нашей страны является сильная социальная политика при высокой роли государства в экономике не только как регулятора, но и как собственника наиболее крупных промышленных и иных предприятий. Одновременно прилагаются значительные усилия по созданию благоприятной деловой среды для развития бизнеса, привлечению инвестиций, развитию предпринимательской свободы и инициативы.

В сфере борьбы с коррупцией мы следуем таким основополагающим принципам, как обеспечение прозрачности действий и решений государственных органов, обеспечение эффективных контрольных и надзорных процедур, а также неотвратимости ответственности в случае нарушения требований законодательства.

Принимаются меры направлены как на выявление и пресечение коррупционных преступлений и правонарушений, так и на профилактику их совершения.

За 10 месяцев 2023 года на территории области органами, осуществляющими борьбу с коррупцией, выявлено (поставлено на учет) 300 коррупционных преступлений, что является самым высоким показателем в республике.

Основное количество в структуре выявленных преступлений составляют преступления, предусмотренные ст.430 УК (получение взятки), ст. 431 УК (дача взятки), ст. 210 УК (хищение путем злоупотребления служебными полномочиями).

К уголовной ответственности за совершение коррупционных преступлений привлечено 152 лица.

Размер ущерба, причиненного коррупционными преступлениями, составил 3 916 520 рублей, из них возмещено 432 904 рубля или 11%. При этом наложен арест на имущество обвиняемых на сумму 5 351 985 рублей, что будет способствовать дальнейшему возмещению ущерба за счет его реализации.

Основные сферы экономической деятельности, в которых в 2023 году выявлено наибольшее количество коррупционных преступлений, представлены на диаграмме.

 

Как ранее было отмечено, наиболее распространёнными видами коррупционных преступлений является получение и дача взяток.

Органами прокуратуры систематически проводятся проверки, иные проверочные и профилактические мероприятия по вопросам исполнения требований антикоррупционного законодательства в государственных органах, иных организациях.

Так, за 9 месяцев 2023 года органами прокуратуры Минской области проведено 103 проверки исполнения законодательства о борьбе с коррупцией.

По результатам прокурорских проверок соблюдения законодательства о борьбе с коррупцией возбуждено 9 уголовных дел.

Например, прокурором Узденского района по результатам проведенной проверки возбуждено уголовное дело по ч.4 ст. 210 УК в отношении директора УО «Узденский государственный сельскохозяйственный лицей» за совершение хищения денежных средств, выплаченных в виде премий, на сумму свыше 1000 базовых величин.

По результатам проверок наиболее часто выявляются правонарушения, создающие условия для коррупции, в виде нарушения государственным должностным или приравненным к нему лицом установленного актами законодательства порядка проведения конкурсов, аукционов, процедур закупок (абз.12 ч.1 ст.25 Закона «О борьбе с коррупцией»).

Так, по результатам рассмотрения 102 актов прокурорского надзора, внесенных прокурорами по фактам нарушений законодательства о закупках, 96 лиц привлечено к дисциплинарной ответственности, 55 лиц – к административной.

Органами прокуратуры Минской области принимаются меры, направленные не только на выявление и пресечение коррупционных преступлений и правонарушений, но и на профилактику их совершения.

В целях профилактики совершения коррупционных правонарушений должностным лицам прокурорами объявлено 18 официальных предупреждений.

Отдельное внимание прокуратурой области уделяется вопросам обучения руководителей государственных органов, их заместителей, государственных гражданских служащих, иных должностных лиц, положениям Закона республики Беларусь «О борьбе с коррупцией», нормативных актов, регулирующих государственные закупки, иных нормативных актов в сфере борьбы с коррупцией. В истекшем периоде 2023 г. в ГУО «Минский областной институт развития образования» осуществлено 17 выступлений перед слушателями с лекциями по соответствующей тематике.

Одной из используемых прокуратурой форм профилактики коррупции является проведение выездных судебных заседаний по уголовным делам коррупционной направленности. За 10 месяцев 2023 г. в том числе по инициативе прокуратуры проведено 6 таких заседаний.

Кроме этого, прокуратурой области по запросам облисполкома, руководителей предприятий с преобладающей долей государственной собственности проводятся проверки кандидатов на руководящие должности с целью профилактики назначения лиц, склонных к совершению коррупционных преступлений и правонарушений. Так, по формируемой органами прокуратуры ИС «ФНАЗ» проверяются не только факты совершения преступлений, но коррупционных правонарушений за период профессиональной деятельности кандидатов на должности (незаконное использование служебного транспорта, нарушения законодательства о закупках, мелкие хищения имущества и др.). Аналогичная работа проводится районными прокуратурами.